misle.ru страница 1
скачать файл
Директор ГБОУ Школа № 424

_____________ И.П. Авдеева

«___» ________________ г.

Рабочая программа по биологии

на 2014-2015 учебный год
Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 424»

Класс ____6 ГД

Общее количество часов за год ___34 _________ в неделю ___1

Количество контрольных работ _9__

Количество лабораторных работ 22
Учитель:

ФИО _____Кисина В.С. ______________________________________

Квалификационная категория __1______________

Педагогический стаж __________8__________



Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений _А.И. Никишов, А.В. Теремов, Р.А. Петросова, уч «Биология: Растения. Бактерии. Грибы и лишайники : учеб. для уч-ся 6 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Викторов, А.И. Никишов.- М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011.
Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года, приказ № 1089; примерной программы по биологии для основной школы; программы для общеобразовательных учреждений «Биология 5-11» авторского коллектива под руководством профессора А.И.Никишова. 
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В.П.Викторов, А.И.Никишов «Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники» - М.Владос,2010. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю. 

Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфоло­гии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микро­биологии, растениеводства. Содержание и структура этого кур­са обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоз­зрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой раз­вития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения расте­ний к надорганизменному - биогеоценотическому и способству­ет формированию эволюционного и экологического мышле­ния, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоцио­нально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний; на формирование научной картины мира, понимания биологического разнооб­разия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способно­сти использовать приобретенные знания в практической дея­тельности.

В разделе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» сохранена традиционная и оправдавшая себя структура материала: вначале рассматриваются цветковые растения (строение, жизнедеятельность, систематика), а затем отделы растений в порядке усложнения их организации, бактерии, грибы и лишайники.
Основное отличие этого раздела программы заключается в изменении структуры материала о строении и жизнедеятельности цветковых растений. Его предлагается изучать не по отдельным органам и их системам, а по блокам: «Общее знакомство с цветковыми растениями», «Внешнее строение органов цветковых растений», «Клеточное строение цветкового растения», «Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений», «Размножение и расселение цветковых растений». Такое распределение материала вводится впервые и дает возможность рассматривать растения как целостные организмы. Ознакомление с цветковыми растениями заканчивается рассмотрением их многообразия и классификации: материал дается по семействам, традиционно включаемым в школьный курс биологии. Содержание материала о бактериях, грибах не претерпело изменений. Заключительная тема посвящена изучению растительных сообществ и их охраны. 

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; структуру курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 6 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".


  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.


  3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).


  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии. 


  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.


  6. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.




  7. В.П.Викторов, А.И.Никишов. Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники. М.,Владос, 2010 г.



Цели и задачи изучения курса

Цели:


  • Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира. 


  • Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни. 


  • Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней. 





Задачи: 


  • Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира. 


  • Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов. 


  • Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны. 


  • Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы. 




Основные требования к достижениям учащихся 6 класса: 

Знать и понимать:


  • внешнее и клеточное строение органов цветкового растения;


  • основные жизненные функции растения;


  • способы размножения, рост и развитие растений;


  • классы и важнейшие семейства цветковых растений;


  • отделы растений, совершенствование организации растений в процессе исторического развития растительного мира;


  • черты приспособленности растений к совместной жизни в природных сообществах;


  • редкие виды растений и охраняемые растения своей местности; 


  • основные культурные растения, выращиваемые в местных условиях, и особенности их возделывания;


  • особенности строения и жизнедеятельности бактерий, их значение в природе и жизни человека;


  • особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников, их значение в природе и жизни человека




Уметь: 


  • различать органы цветковых растений и их видоизменения;


  • приготовлять и рассматривать временный микропрепарат из органов растения и рассматривать его с помощью светового микроскопа;


  • узнавать в природе и на рисунках распространенные местные виды растений, устанавливать по определителям или определительным карточкам их систематическую принадлежность.




Применять знания и умения: 


  • проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, происходящими в природе;


  • размножать культурные растения различными способами: черенками, отводками, усами, луковицами и корневищами;


  • проводить простейшие опыты с комнатными растениями в уголке живой природы; с дикорастущими и культурными 


  • главное, выбирать из текста сведения для составления и заполнения таблиц растениями на учебно - опытном участке;


  • работать с учебником: составлять план пересказа текстов параграфов, использовать рисунки для понимания изучаемого материала, выделять




Основное содержание курса (34 ч, 1 ч в неделю, базовый уровень)


Введение (1 ч)

Что изучает биология? Царства организмов. Ботаника – наука о растениях. Значение растений, бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека. Необходимость знаний о растениях, бактериях, грибах и лишайниках.




  1. Общее знакомство с цветковыми растениями (2 ч)


Характерные признаки цветковых растений. Вегетативные и генеративные органы цветкового растения. Жизненные формы цветковых растений: деревья, кустарники, травы. Продолжительность жизни цветковых растений: однолетние, двулетние и многолетние.

Растительные сообщества и растительный покров. 

Демонстрация: живых цветковых растений и гербарного материала.

Лабораторная работа1. Распознавание вегетативных и генеративных органов цветкового растения.

Экскурсия: 1. Жизненные формы цветковых растений и осенние явления в их жизни.




  1. Внешнее строение цветковых растений (6 ч)


Корень. Главный, боковые и придаточные корни. Внешнее строение корня. Типы корневых систем. Формирование корневой системы при выращивании растений. Видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки, опорные корни и другие.

Побег. Внешнее строение побега. Стебель как осевой орган побега. Лист как боковой орган побега. Узлы и междоузлия. Разнообразие побегов. Листорасположение. Листовая мозаика. Почки, их строение и разнообразие. Развертывание почки. Спящие почки. Формирование системы побегов.

Видоизменения побегов. Надземные видоизмененные побеги: столоны, клубни, усики, колючки. Побеги насекомоядных растений. Подземные видоизмененные побеги: корневища, столоны, клубни, луковицы.

Внешнее строение листа. Листья черешковые и сидячие. Разнообразие листовых пластинок у простых листьев. Жилкование листьев. Сложные листья и их разнообразие.

Цветок. Центральные (главные) части цветка. Околоцветник, цветоложе. Цветки обоеполые и однополые. Однодомные и двудомные растения. Соцветия и их биологическое значение.

Плод. Образование и строение плода. Классификация плодов. Сочные и сухие плоды. Соплодия.

Семя. Строение семян цветковых растений. Запасные органические вещества семени.

Демонстрация: стержневых и мочковатых корневых систем, видоизменений корней, разнообразия надземных и подземных побегов, простых и сложных листьев, различных типов листорасположения (на комнатных растениях), сухих и сочных плодов; опытов, доказывающих наличие в семенах органических и минеральных веществ.

Лабораторные работы: 2.Типы корневых систем.3. Видоизменения корней. 4. Изучение строения почек и их расположения на побегах. 5. Простые и сложные листья. 6.Строение видоизмененных побегов.7. Строение цветка. 8. Простые ицветия.9. Сухие и сочные плоды10. Строение семян фасоли и пшеницы.




  1. Клеточное строение растения (3 ч)


Растительная клетка. Строение растительной клетки (на примере кожицы чешуи лука, листа элодеи, плода томата). Клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли клеточным соком. Запасные органические вещества клетки.

Растительные ткани. Понятие о растительной ткани. Типы и виды растительных тканей (образовательные, покровные, проводящие, основные). Особенности, строение и функции растительных тканей. Межклетники.

Клеточное строение листа. Строение кожицы листа. Устьица. Строение мякоти и жилок листа. Световые и темповые листья.

Клеточное строение стебля. Строение молодого побега липы. Строение трехлетнего побега липы.

Клеточное строение корня. Корневой чехлик. Строение корня в зонах деления и растяжения, всасывания и проведения.

Демонстрации: микропрепаратов клеточного строения листа, корневого волоска и чехлика; спилов стеблей древесных растений.

Лабораторная работа: 11. Приготовление и рассмотрение под микроскопом препаратов кожицы чешуи лука, мякоти плода рябины, или томата, шиповника.12. Клеточное строение растений




  1. Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений (5 ч)


Питание растений. Поглощение растением воды и минеральных веществ. Проведение воды и минеральных веществ по стеблю растения. Корневое давление. Образование в листьях органического вещества и его использование в питании растений. Доказательства образования крахмала в листьях на свету, поглощения листьями углекислого газа. Использование растением образуемых органических веществ. Образование растениями 

Дыхание растений. Значение дыхания в жизни растений. Использование знаний о дыхании растений при их выращивании.

Испарение воды растениями. Условия, влияющие на испарение воды растениями. Листопад и его значение в жизни растений.

Рост и развитие растений. Деление клеток и их специализация по выполняемым функциям. Рост и развитие вегетативных органов.

Демонстрации: опытов или их результатов, доказывающих: передвижение воды и минеральных солей по древесине и органических веществ по коре; движения листьев к свету; поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода; образование крахмала и испарение воды; дыхание растения, рост побега и корня.




  1. Размножение и расселение цветковых растений (3 ч)


Вегетативное размножение растений. Виды размножения растений. Вегетативное размножение растений в природе: корневыми отпрысками, надземными побегами, подземными видоизмененными побегами, листьями. Значение вегетативного размножения в жизни растений. Вегетативное размножение культурных растений.

Генеративное размножение растений. Опыление. Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. Искусственное опыление растений. Образование половых клеток. Оплодотворение. Образование семени и плода. Распространение плодов и семян в природе. Надземное и подземное прорастание семян. Питание проростков. Основные периоды жизни цветковых растений. Семенное размножение культурных цветковых растений. Подготовка семян к посеву. Посев семян. Уход за выращиваемыми растениями.

Демонстрации: способов вегетативного размножения растений; опытов, доказывающих необходимость для прорастания семян воды, воздуха и тепла; проростков растений с подземным и надземным прорастанием семян.

Практические работы: чередование комнатных растений; определение всхожести семян культурных растений.




  1. Классы и важнейшие семейства цветковых растений (3 ч)


Систематические группы растений. Классы Двудольные и класс Однодольные. Семейства цветковых растений. Виды и роды растений.

Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Мотыльковые, Пасленовые, Сложноцветные. Семейства однодольных растений: Лилейные. Злаки. Дикорастущие, сельскохозяйственные, декоративные, лекарственные растения семейств, их биологические особенности и значение.

Демонстрации: живых и гербарных растений изучаемых семейств.

Лабораторные работы: 15.Сравнение однодольных и двудольных растений.16-17. Выявление признаков класса и семейства в строении растений. 

Отделы растений (5 ч)

Отдел Зеленые водоросли. Общая характеристика. Одноклеточные зеленые водоросли (хлорелла, хлорококк, хламидомонада) Многоклеточные зеленые водоросли (строение и размножение спирогиры, улотрикса, кладофоры). Значение зеленых водорослей.

Отдел Бурые водоросли, Красные водоросли. Общая характеристика, типичные представители. Значение бурых и красных водорослей в природе и жизни человека.

Отдел Моховидные. Общая характеристика мхов. Сфагновые, или торфяные мхи. Строение и размножение сфагновых мхов. Значение сфагновых мхов. Зеленые листостебельные мхи. Общая характеристика. Строение и размножение кукушкина льна.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников. Строение и размножение мужского папоротника.

Отделы Хвощевидные, Плауновидные. Представители хвощей и плаунов. Особенности их строения и размножения. Ископаемые папоротникообразные. Образование каменного угля.

Отдел Голосеменные. Характерные признаки голосеменных. Многообразие голосеменных (сосна, ель, лиственница, пихта и др.). Особенности размножения голосеменных. Использование голосеменных человеком.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Характерные признаки покрытосеменных растений. Некоторые семейства цветковых растений, имеющих широкое распространение в природе и жизни человека (семейства тыквенных, зонтичных, березовых, буковых, ивовых)

Развитие растительного мира на Земле. Появление первых растительных организмов. Первые многоклеточные растения. Первые наземные многоклеточные растения. Появление господство папоротникообразных. Появление и господство семенных растений.

Лабораторные работы:18. Изучения строения зеленых водорослей.19. Изучение строения мхов – сфагнума и кукушкина льна. 20. Изучения строения мужского папоротника, полевого хвоща и плауна. 21. Изучение строения хвои, шишек и семян сосны, ели и лиственницы.

8.Царство Бактерии (1 ч)

Особенности строения и жизни бактерий. Распространение бактерий в природе. Многообразие бактерий. Бактерии молочнокислого и уксуснокислого брожения. Гнилостные бактерии. Болезнетворные бактерии. Пути распространения болезнетворных бактерий. Значение бактерий в природе и сельском хозяйстве. Промышленнное использование бактерий.

Демонстрация: органов растений, пораженных бактериальными заболеваниями.

9.Царство Грибы (2 ч)

Общая характеристика грибов. Плесневые грибы (укор, пеницилл) и дрожжи, их строение и жизнедеятельность. Головневые, спорыньевые и другие паразитические грибы.

Шляпочные грибы. Общие признаки строения. Связь грибов с корнями деревьев. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

Лишайники – комплексные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Разнообразие лишайников. Размножение лишайников. Значение лишайников.

Демонстрация: микропрепаратов и выращенных культур мукора и пеницилла; колосьев хлебных злаков, пораженных головней и спорыньей; шампиньонов, трутовиков, муляжей шляпочных грибов; стенной золотянки или другого лишайника.

Лабораторная работа:22. Изучение строения мукора под микроскопом.

10. Растительные сообщества и их охрана (1 ч)

Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество. Ярусность расположения растений в лесах. Растительные сообщества: луга, болота, степи, пустыни. Смена растительных сообществ. Искусственные растительные сообщества. Растительность и флора. Охрана растительности и редких видов растений. 

Экскурсия: 2. Растительное сложение природного сообщества.

Дополнительная литература:


  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).


  2. Открытая биология 2.6 Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Физикон, 2005.


  3. 1С: Репетитор. Биология. Весь школьный курс, 1998-2001. 


  4. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).




  5. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».


  6. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".


7.

 www.bio.nature.ru – научные новости биологии

8. 

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

9.

 www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

10.
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

11.
http://www.floranimal.ru/ - Сайт – энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.

12.
http://plant.geoman.ru/ - Растения

13.
www.biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем 

14
 www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах



15.
www.college.ru - Учебник по биологии он-лайн, иллюстрированный
Критерии оценивания

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае: 

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 
Отметка "4": 

1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2": 
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. 

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. Правильно определил цель опыта. 
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. 
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. 
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы. 
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 
Отметка "4" ставится, если ученик: 
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. 
2. Или было допущено два-три недочета. 
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 
4. Или эксперимент проведен не полностью. 
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик: 
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. 
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов. 
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения. 
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. 
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3". 
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов. 
2. Допустил не более одного недочета. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 
2. Или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. Не более двух грубых ошибок. 
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета. 
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок. 
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов. 
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". 
2. Или если правильно выполнил менее половины работы. 

Тематическое и поурочное планирование 

Биология 6 класс

Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Руководитель программы А.И. Никишов

Авторы учебника В.П. Викторов, А.И. Никишов
Кол-во часов: 34 ч. (1 ч. в неделю)

Кол-во лаб. работ: 22

урока




Тема урока.


Основное содержание.


Количество часов


Домашнее задание



















Введение (1 час)




1 час




1.

Что изучает биология?



Что изучает биология? Значение растений, бактерий и грибов в природе. Значение растений, бактерий и грибов в жизни человека.



1 час


§1, сообщение Значение Р., Г.,Б. в жизни человека


Общее знакомство с цветковыми растениями



2 часа




2.

Органы цветкового растения.



Лабораторная работа № 1«Органы цветкового растения»

Вегетативные органы растения. Генеративные органы растения. Строение цветка вишни. Строение плода и семени вишни.



1 час


§2, рис 4, в.4,5


3.

Жизненные формы цветковых растений



Жизненные формы растений: дерево, кустарник, кустарничек, трава; травы: однолетние, двулетние и многолетние.





1 час


§3, 4,рис.10,18 табл.


Внешнее строение цветковых растений



6 час




4.

Контроль знаний по главе “Общее знакомство с цветковыми растениями”.
Корень. Видоизменения корней

Лабораторная работа № 2«Типы корневых систем», Лабораторная работа № 3 «Видоизменения корней»

Главный корень, боковой корень, придаточный корень, ветвление корня; корневые системы: стержневая, мочковатая. Видоизмененные корни: корнеплоды, корневые шишки, опорные корни, воздушные корни, корни-зацепки, корни-присоски; эпифиты.




1 час


§5,6, рис. 25,31, табл.


5.

Побег. Почки, их строение. 



Лабораторная работа №4 «Строение почек»

Побег: узел, междоузлие, пазуха листа, верхушечная и боковые почки; побеги: удлиненный, укороченный, розеточный, вегетативный, генеративный; лиана; листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое; листовая мозаика.

Почечная чешуя, почки: вегетативная, генеративная, придаточная, спящая; ветвление побега, система побегов, побеги: главный, боковой; листовой рубец, почечное кольцо.



1 час


§7, 8, табл., рис.39,42,44,47


6.

Лист, строение и разнообразие.



Лабораторная работа №5 «Простые и сложные листья»

Листовая пластинка, черешок, основание; влагалище; прилистники, простой лист; жилкование пластинки: сетчатое, перистое, пальчатое, параллельное, дуговидное.




1 час


§9,рис.52,55


7.

Видоизмененные побеги.

 Лабораторная работа № 6 «Строение видоизмененных побегов»

Столоны, усы, клубни, усики, колючки, сочные побеги; насекомоядные растения.

Подземный столон, корневище, клубень, луковица.



1 час


§10, 11,табл.


8.

Цветок. Однодомные и двудомные растения. Соцветия Лабораторная работа № 7 «Строение цветка».



Лабораторная работа № 8 « Простые и сложные соцветия»

Околоцветник: двойной, простой; чашечка: раздельнолистная, сростнолистная; венчик: раздельнолепестный, стростнолепестный; цветок обоеполый, однополый: пестичный, тычиночный; однодомные растения, двудомные растения. Что называют соцветием. Простые соцветия. Сложные соцветия.



1 час


§12, 13,рис.68,табл.


9.

Плоды и семена .



Лабораторная работа №9 «Сухие и сочные плоды».

Лабораторная работа №10 «Строение семян фасоли и пшеницы»

Образование и строение плодов. Сочные плоды. Сухие плоды. Соплодия. Строения семян. Запасные оргнанические вещества семени.


1 час


§14,15,табл.

рис.80, 82




Клеточное строение растения


3 часа




10.

Контроль знаний по главе “Внешнее строение органов цветковых растений”.
Строение растительной клетки.

Лабораторная работа №11 «Строение растительной клетки»

Внешнее строение растительных клеток. Основные части клетки: цитоплазма, ядро, вакуоль, зелёные пластиды, хромопласты и лейкопласты. Запасные вещества клетки.



1 час


§16,рис.87, строение микроскопа


11.

Растительные ткани


Что такое ткань. Образовательные ткани. Покровные ткани. Проводящие ткани. Межклетки.




1 час


§17, таблица


12.

Клеточное строение листа, стебля, корня



Лабораторная работа № 12 «Клеточное строение листа, стебля, корня»

Ткани листа. Строение кожицы листа. Устьица. Строение мякоти листа. Строение жилок листа. Световые и теневые листья. Ткани стебля. Строение молодого стебля липы. Строение трёхлетнего стебля липы. Корневой чехлик. Строение корня в зонах деления и растяжения. Строение корня в зоне всасывания. Строение корня в зоне проведения.


1 час


§18, 19, 20 таблица, рис.96.98,103




Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений


5 час




13.

Контроль знаний по главе “Клеточное строение растения”.
Питание растений.

Особенности питания растений. Поглощение корнями из почвы воды и минеральных веществ. Проведение воды и минеральных веществ по стеблю растения. Корневое давление.




1 час


§21, рис.10, в.4


14.

Фотосинтез 


Фотосинтез, глюкоза, крахмал. Доказательства образования свободного кислорода в листьях растений. Значение кислорода, выделяемого растением.





1 час


§22,23,


15.

Дыхание растений



Особенности дыхания растений.


1 час


§24, таблица


16.

Испарение воды растением. Листопад



Значение испарения воды растением. Доказательства испарения воды. Процесс испарения воды. Условия, влияющие на испарение воды. Значение листопада в жизни растений. Образование листьями пробкового и отделительного слоёв. Продолжительность жизни листьев.



1 час


§25,26


17.

Рост и развитие растений. Деление клеток. Рост и развитие вегетативных органов.



Рост и развитие растений. Деление клеток. Дифференциация клеток. Рост и развитие корня. Рост и развитие стебля. Годичное кольцо.



1 час


§27,28,рис.132


Размножение и расселение цветковых растений



3 часа




18.

Контроль знаний по главе “Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений”.

Вегетативное размножение растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений.




Размножение: вегетативное, генеративное.


1 час


§29, 30 рис.138, таблица


19.

Генеративное размножение растений. Опыление. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Распространение плодов и семян.


Генеративное размножение. Опыление. Ветроопыляемые растения. Насекомоопыляемые растения. Искусственное опыление. Образование половых клеток – гамет. Оплодотворение. Образование семени и плода. Основные способы распространения плодов и семян в природе. Распространение плодов и семян с помощью воздуха. Распространение плодов и семян с помощью воды. Распространение плодов и семян животными.




1 час


§31, 32, 33 табл, сообщ.


20.

Прорастание семян. Уход за выращиваемыми растениями. Подготовка семян к посеву. Посев семян и уход за выращиваемыми растениями.



Условия прорастания семян. Надземное и подземное прорастание семян. Основные периоды жизни цветковых растений. Подготовка семян к посеву. Уход за растениями.





1 час


§34, 35, рис.172,173


Классы и семейства цветковых растений



3 часа




21.

Контроль знаний по главе “Размножение и расселение цветковых растений”.

Классификация цветковых растений. Лабораторная работа № 15 « Сравнение однодольных и двудольных растений»



Систематические группы растений. Класс двудольных. Класс однодольных. Семейства цветковых растений. Роды и виды растений.


1 час



§36, рис. 185, таблица


22.

23.

Семейства двудольных растений: крестоцветные, розоцветные, бобовые. Лабораторная работа № 16 «Выявление признаков семейств по внешнему строению растений».

Семейство паслёновых. Семейство сложноцветных, или астровых.


Общая характеристика крестоцветных. Дикорастущие крестоцветные растения. Хозяйственное значение крестоцветных. Общая характеристика розоцветных. Дикорастущие розоцветные, их значение в природе и жизни человека. Культивируемые розоцветные растения. Лекарственные и декоративные розоцветные растения. Общая характеристика семейства мотыльковых. Культивируемые пищевые мотыльковые растения. Кормовые мотыльковые растения. Использование мотыльковых растений в улучшении плодородия почвы. Лекарственные и декоративные мотыльковые.

Паслёновые, соланин, никотин. Сложноцветковые, соцветие корзинка.




1 час

1 час

§37-39, таблица, сообщение

§40,41


24.

Семейства однодольных растений: лилейные, злаковые. Важнейшие зерновые культуры из семейства злаков.

 Лабораторная работа № 17 «Выявление признаков семейств по внешнему строению растений


Общая характеристика лилейных. Дикорастущие представители лилейных. Близкие к лилейным растения. Пищевые растения. Лекарственные и ядовитые растения. Общая характеристика злаковых. Дикорастущие злаки и их значение. Тропические злаки – бамбук и сахарный тростник. Пищевые злаки. Пшеница. Рожь и ячмень. Овёс, просо, рис. Кукуруза.


1 час


§42-44, таблица, сообщение


Отделы растений



5 час




25.

Контроль знаний по главе “Классы и семейства цветковых растений”.

Водоросли. Отделы Зеленые, Бурые, Красные.

 Лабораторная работа № 18 «Строение водоросли»


Общая характеристика. Хлорелла. Хлорококк. Хламидомонада. Строение и размножение спирогиры. Строение и размножение улотрикса. Значение нитчатых водорослей. Бурые водоросли – ламинарии, фукусы и саргассумы. Красные водоросли.


1 час


§45,46, 47, рис.250-253. таблица


26.

Отдел Моховидные, или мхи. Зелёные листостебельные мхи. Кукушкин лён.



Лабораторная работа №19 «Строение мха»

Общая характеристика зелёных листостебельных мхов. Строение кукушкина льна. Размножение кукушкина льна.


1 час


§48,49 рис.262,


27.

Отделы Папоротниковидные, Хвощевидные и Плауновидные.



Лабораторная работа №20 «Строение папоротника и хвоща»

Общая характеристика папоротниковидных. Строение мужского папоротника. Размножение папоротника. Хвощевидные, или хвощи. Плауновидные, или Плауны. Ископаемые папоротникообразные. Образование каменного угля.


1 час


§50, 51, таблица


28.

Отдел Голосеменные. Размножение и значение хвойных деревьев.

 Лабораторная работа №21 «Строение хвои и шишек хвойных»


Общая характеристика голосеменных. Общие признаки класса хвойных. Семейство сосновых. Шишки сосны и ели. Опыление и оплодотворение в шишках сосны. Образование и строение семени сосны. Значение хвойных.


1 час


§52, 53, рис. 292,сообщение


29.

Отдел Цветковые. Развитие растительного мира на Земле


Общие признаки цветковых растений. Семейство тыквенных. Семейство зонтичных. Семейства берёзовых, буковых, липовых, клёновых, ивовых. Появление первых растительных организмов. Первые многоклеточные растения. Первые многоклеточные растения. Проявление и господство папоротникообразных. Появление семенных растений.




1 час


§54,55




Царство Бактерии


1 час




30.

Контроль знаний по главе “Отделы растений”.

Строение, жизнедеятельность и роль бактерий.



Общая характеристика бактерий. Сенная палочка. Размножение бактерий. Питание и дыхание бактерий. Образование спор. Почвенные бактерии. Хозяйственное значение бактерий гниения и брожения. Болезнетворные бактерии.



1 час


§56, 57, рис.306, 310




Царство Грибы





1 час




31.

Контроль знаний по главе “Царство бактерии”.

Плесневые, Шляпочные, Паразитические грибы, их строение и значение.

Лабораторная работа №22 «Строение грибов»

Общая характеристика грибов. Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Головневые грибы. Спорыньевые грибы, или спорынья. Общая характеристика шляпочных грибов. Пластинчатые грибы. Трубчатые грибы. Ядовитые шляпочные грибы.




1 час


§58,59,60, рис.318-319, сообщение


32.

Лишайники



Места обитания и разнообразие лишайников. Строение и питание лишайников. Размножение лишайников. Значение лишайников.



1 час


§61, рис.337




Растительные сообщества и их охрана


1 час


33.


Контроль знаний по главе “Царство грибы”.

Растительные сообщества, смена растительных сообществ. Охрана растительности и редких видов растений



Условия жизни растений. Лес. Разнообразие лесов. Ярусность расположения растений в лесу. Травянистые растения и кустарнички лесов. Луга. Болота. Степи, пустыни, тундры. Смена растительных сообществ. Искусственные растительные сообщества. Растительность и её значение. Охрана растительности. Флора. Редкие виды растений и их охрана.


1 час


§62-64


34.

Итоговый урок






1 час


скачать файл



Смотрите также: