misle.ru страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать файл
Добрым быть приятнее, чем злым,

завистливым и жадным

I вариант

Цели: повторить вежливые слова, правила этикета; развивать монологическую и диалогическую речь, внимание, память; воспитывать культуру поведения, правила хорошего тона.

Учитель. Вы хотите иметь верных друзей, быть всегда вежливым и желанным гостем и всеобщим любимцем? Тогда поспешите на наш урок вежливости, где вас ждет шуточный тест о вашем характере и кое-что еще!

I. “В гостях у Кролика” (инсценировка).

Действующие лица: Винни-Пух, Пятачок, Кролик.

Действие 1

Пятачок и Винни-Пух гуляют и поют.

Музыка – песня Винни Пуха:

Куда идем мы с Пятачком –

Большой, большой секрет,

И не расскажем мы о нем,

О нет, и нет, и нет…



Пятачок врезается в Винни-Пуха и падает.

Винни-Пух. Пятак, куда мы идем?!

Пятачок. Винни, мы же к Кролику собирались на день рождения!

Винни-Пух. К этому длинноухому, ушастому, занудливому очкарику (громко кричит), который вечно учит: так не делай, так не говори, не кричи, будь вежливым (передразнивает). Фу, зануда.

Пятачок (присаживается от громкого крика, закрывает уши). Винни, не нужно так громко кричать.

Винни-Пух. А я и не кричу. Слушай, Пятачок, какое я знаю правило о дне рождения.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов “пожалуйста”, “спасибо”

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Г. Остёр

Действие 2

Винни-Пух и Пятачок пришли к Кролику. Пятачок стучит вежливо, никто не открывает; тут начинает Винни-Пух тарабанить в дверь.

Кролик. Добрый день! Гости дорогие, проходите, пожалуйста.

Винни-Пух сел за стол и положил ноги на стол, все угощения подвинул к себе.

Винни-Пух. Слушай, Пятачок, еще одно правило, и ты станешь самым вежливым-превежливым!

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома –

Пригодится самому.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.



Г. Остёр

Кролик вносит торт.

Кролик. Я всегда рад гостям. Как я вам благодарен, что вы не забыли про меня и мой день рождения!

Пятачок. Кролик, поздравляю тебя! Не болей, не горюй, не робей! Будь счастлив!

Кролик. Большое спасибо, мне очень приятно. Я так рад.

Винни-Пух (перебивает). Не стоит благодарности.

Винни-Пух хватает все со стола и начинает чавкать.

Винни-Пух. Ну вот, поели, можно и поспать.

Пятачок. Кролик, большое спасибо! Все так вкусно!

Кролик. Я так вам рад! Угощайтесь!

Винни-Пух. Так, Заяц, короче, игры будут?

Кролик. Конечно, будем играть. Но сначала вспомним правила.

Правила проведения игры

1. Хорошо договоритесь друг с другом о правилах игры.

2. Помните, что правила игры нельзя нарушать не только другим, но и вам.

3. Если с вами играют малыши, будьте к ним внимательны.

4. Если игра подвижная, старайтесь не сделать никому больно.

5. Помните, что в игре главное – общее веселье и удовольствие!

Пятачок (детям). А какие правила игры вы еще знаете?

Винни-Пух. Началось нравоучение. Пятак, кого ты слушаешь? Послушай, какие правила я сочинил!

Если вы по коридору

Мчитесь на велосипеде,

А навстречу вам из ванной

Вышел папа погулять,

Не сворачивайте в кухню,

В кухне твердый холодильник,

Тормозите лучше в папу,

Папа мягкий. Он простит.

Г. Остёр

Действие 3

Кролик. Во что будем играть?

Пятачок. Давайте в паровозик! Чур, я паровозик. (Играют.)

Винни-Пухватает Пятачка за руку). Нам пора! Мы уже загостились! Все, пошли дальше!

Пятачок. Кролик, большое спасибо за все! До свидания!

Кролик. Счастливого пути! Всего вам доброго!

II. Беседа по вопросам.

– Кто вам больше понравился и почему?

– Что Винни-Пух делал не так?

– Зачем человеку нужно быть вежливым?

– Как вы понимаете значение поговорки: “Доброе слово, что ясный день”?

Послушайте стихотворения Г. Остёра, А. Кондратьева, С. Маршака.

Перебивалка

– За рекой…

– За какой?

– За широкой такой!

Проживал крокодил…

– Что жевал крокодил?

– Не жевал! Про-жи-вал!

Просто жил крокодил!


– Но ведь ты говорил,

Что он что-то жевал?

Или пере-жи-вал?

– Ох, ну ладно, жевал!

Страшно переживал!

И кусал, и глотал.

Тех, кто пе-ре-би-вал!


А. Кондратьев

Советы непослушным детям



Если к папе или маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

“Стой, сдавайся, руки вверх!”



И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет!



Г. Остёр

Ежели вы вежливы



Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду,

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.



Знал одного ребенка я,

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил.

“Спасибо”, – говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

С. Маршак

– О каких правилах поведения во время разговора вам напоминают поэты?

– Подведем итоги. Попробуем вспомнить и запомнить следующие “НЕ”:

1. Не разговаривай во время еды.

2. Не перебивай говорящего.

3. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.

4. Не размахивай руками во время разговора.

5. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

– А какие еще правила вы знаете? (Ответы детей.)

– Послушайте еще одно стихотворение. Вы должны хором произносить слова благодарности, опущенные в этом стихотворении.



Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

А оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом


За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас… (благодарят).

Но молчит она как рыба,

Вместо каждого… (“спасибо”).


И. Токмакова

– Какие еще слова благодарности вы знаете? (Ответы детей.)



III. Конкурс “Вежливые герои сказок”.

– Как вы понимаете пословицу “Жив буду – не забуду”?

– Герои каких сказок могли бы так выразить свою благодарность? (Иванушка – Коньку Горбунку, Царевич Елисей – Ветру и др.)

Выигрывает команда (ряд), которая приведет наибольшее количество примеров.



IV. Тест “Вежливый человек”.

1. Выходя из дома, вы:



а) так хлопаете дверью, что огромная люстра в зале начинает раскачиваться, а случайный прохожий вздрагивает и чуть не падает с ног;



5 баллов

б) придерживаете дверь, чтобы она не хлопнула.

2 балла

2. В узком переходе, в котором невозможно разойтись двоим, вы сталкиваетесь с прохожим, идущим вам навстречу. Ваши действия:

а) делаете шаг в сторону и пропускаете его;

2 балла

б) замираете на месте и тоном, не терпящим возражений, мысленно приказываете себе: “Ни шагу в сторону!”.


6 баллов

3. В толпе, спешащей по своим делам, случайно наступил вам на пятку прохожий, идущий сзади. Вы:

а) оборачиваетесь, улыбаетесь и произносите: “Извините, что моя левая пятка попалась на вашем пути!”;


2 балла

б) немедленно обрушиваете на обидчика поток слов и выражений, среди которых самым безобидным является “медведь неуклюжий!”.



7 баллов

Итог теста:

Менее 10 баллов. Вы на верном пути. Вы вежливый человек.

10–20 баллов. У вас возникают проблемы в общении с другими людьми. Но у вас есть возможность исправить это!

Более 20 баллов. Увы! Вас приняли за разбойника!

Учитель. Итак, какие правила хорошего тона вы знаете? Перечислите вежливые слова, которые вы знаете. В каких случаях их нужно применять?

Как заводить себе друзей

Цели: учить ценить дружбу и настоящих друзей, уважать старших; объяснить в игровой форме, в каких случаях следует драться, как правильно применять наказание, как нужно мириться.

I. “Скрудж Мак Дак и другие” (инсценировка).

Действующие лица: Скрудж Мак Дак, Миссис Клювдия, Поночка,

Билли, Вилли, Дилли.



Выходит Дилли – утка-задира.

Дилли. Учат, учат, замучили уже. А еще Понка эта, все время жалуется, что я ее обижаю. А я разве виноват, что в то время, когда я хотел кого-нибудь дернуть за косичку, она рядом оказалась? А Вилли, здоровый, но глупый. Чуть что, сразу к дядюшке бежит.

Входит Клювдия.

Клювдия. Дилли, Дилли, где ты? Ты опять сбежал с урока вежливости? И почему ты опять обидел Поночку?

Ой, сколько тут детей! А ты, наверное, как всегда, ругался и ворчал.



Дилли. Здрасьте, довольна?

Клювдия. Дилли, ну разве так можно? Кто же так здоровается? Нужно быть вежливым.

Заходят все остальные.

Скрудж. Нашелся? Ну, что за привычка, вечно убегать? Раз мы тебя нашли, то урок вежливости проведем вместе. Да и ребята послушают.

Клювдия (жалуется Скруджу). Учишь его хорошим манерам, учишь, а он даже не может как следует поздороваться.

Остальные садятся за парты.

Скрудж. Ну, придется поздороваться заново.

Здравствуйте, дети! Мы пришли к вам, чтобы рассказать о том, как нужно выбирать друзей, что нужно делать, когда приходится драться, и как относиться к наказаниям.



Клювдия. Вы вместе с братьями утятами и Поночкой теперь тоже наши ученики. Кстати, ведь мы же должны с вами познакомиться. (Каждый ученик называет свое имя.)

Дилли, а знаешь ли ты, как нужно выбирать друзей?



Дилли. Знаю. Нужно выбирать того, кто сможет постоять за меня, если что…

Скрудж. И когда же ты поумнеешь? Кто же выбирает друзей таким образом? Вилли, а ты знаешь, как нужно выбирать друзей?

Вилли. Если честно, то у меня не очень много настоящих друзей. Потому что друг – это тот, кому можно доверять, кто поможет тебе добрым советом и сможет вовремя остановить и предостеречь от глупостей!

Клювдия. Правильно. А вот ты, Билли, знаешь, как нужно выбирать себе товарищей?

Билли. Наверное, нужно узнать кое-что о человеке, поговорить с ним…

Скрудж. А о чем ты с ним будешь разговаривать? Ведь не все разговоры приносят пользу.

Билли. Да так… о жизни, об интересных вещах, о том, как он поведет себя в трудной ситуации. Если наши интересы сходятся, то можно будет продолжить знакомство. Но самое главное, не нужно дружить с ребятами из плохих компаний.

Клювдия. Дети, а как можно проверить, кто настоящий друг, а кто нет? В этом нам поможет Поночка.

Поночка. Вот, например, Серой Шейке, которая поломала крылышко и не могла улететь со своей стаей, помогали ее друзья: зайчики, белочки. Они кормили ее, прятали от хищников, ухаживали, а глухарь научил летать. Можно привести другие примеры – Кай и Герда, Ласточка и Дюймовочка.

Билли. Три мушкетера и Д’Артаньян.

Клювдия. А из вас, ребята, кто-нибудь может привести примеры настоящей дружбы? (Дети приводят свои примеры.)

Скрудж. Молодцы! И даже примеры привели. Теперь, я уверен, и Дилли понял, как выбирать друзей, правда, Дилли?

Дилли. Понял я, понял. Но если бы у меня были такие друзья, я бы с ними точно подрался!

Клювдия. Дилли, но это же не выход. Дерутся только петухи, а ты же утка. К тому же племянник всеми уважаемого Скруджа Мак Дака.

Дилли. Тяжело мне, бедному. Драться нельзя, баловаться нельзя, болтать и то нельзя! А что можно?

Скрудж. Посиди, помолчи и послушай, что говорят другие. Кстати, Вилли, как ты думаешь, нужно ли драться? И если нужно, то в каких случаях?

Вилли. Драться вообще-то не прилично, не хорошо, но бывают случаи, когда без драки никак не обойтись. Например, когда приходится защищаться. Вот если идешь вечером, а к тебе или к твоему другу пристали хулиганы, тут, наверное, драки не миновать. Нужно же как-то защищаться. Но первым лезть в драку я бы не стал…

Дилли. Конечно, ты лучше побежишь к дяде жаловаться, чем драться!!! Трус ты! Трус! И вообще, я не понял, вы мне сказали, что дерутся петухи, а почему?

Клювдия. Они тоже дерутся не просто так. У них есть свои семьи, территории, которые они защищают и охраняют. Стычки происходят из-за тепленького местечка в курятнике. Понял? А теперь извинись перед Вилли.

Дилли. За что?

Скрудж. Ты же назвал Вилли трусом, а еще спрашиваешь за что? Запомни, трус – это тот, кто не в состоянии спокойно поговорить с глазу на глаз, а Вилли не такой. Если он тебя ударит, то будет не очень приятно, но он этого не делает, потому что у него достаточно ума, чтобы поговорить с тобой спокойно, понял?

Дилли (бурчит). Понял… извини, Вилли.

Вилли. Да ладно, мы же братья.

Билли. Ну вот, наша маленькая семейная неурядица улажена, теперь давайте продолжим урок. У меня есть вопрос, можно?

Клювдия. Да, конечно.

Билли. Мне интересно, есть ли правила, которые нужно соблюдать во время драки, или нет?

Скрудж. Конечно же, есть!!! Как я сам об этом не вспомнил?! Их немного, всего три правила, но их нужно запомнить (обращается к детям), запишите, дети:

Правила


(которые нужно соблюдать во время драки)

1. Драться можно один на один.

2. Драться можно с тем, с кем силы равны. Маленьких и девочек бить нельзя.

3. Лежачего не бьют.

Эти правила нельзя нарушать никому!

Дилли пристает к Поночке, дергает за косички, корчит рожицы.

Поночка. Ну, что ты ко мне пристал! (Плачет.)

Дилли. О-О-О, Yes!!! Ты опять заныла, нытик, нытик, нытик!

Клювдия. Дилли, ну, разве так можно?! Ничего ты так и не понял…

Скрудж. Сейчас он все поймет. А ну, в угол!!! Будешь там стоять, пока все не поймешь!

Дилли (встает и с видом великомученика уходит в угол). За что?

Скрудж (обращается к детям). А мы продолжим урок. О чем мы говорили? Поночка, а ты почему такая грустная?

Поночка. Дилли жалко!

Скрудж. Да… Ну, думаю, он осознает свою ошибку. Детей ведь наказывают за плохие поступки и непослушание. А если не наказывать, то дети будут считать, что им все сходит с рук.

Ребята, может, мы дадим шанс Дилли исправиться?

Дилли, ты исправился?

Дилли. Да. Я не буду больше. Прости меня, Поночка. Вилли, Билли, дядя Скрудж и миссис Клювдия, простите!

Клювдия. Ребята, вот наш урок и закончился. Давайте теперь проверим, что вы усвоили из нашего урока? Устроим соревнование, разделитесь на три (две) команды.

Дилли. Дядюшка Скрудж, мы тоже хотим участвовать в этих соревнованиях, но еще мы хотим выиграть. Может быть, ты заплатишь, чтобы ведущая нам подыграла, ты же такой богатый?!

Скрудж. Разве так можно – это же будет нечестно. Вы будете играть вместе с ребятами в разных командах.

II. Конкурсы.

1. “Ромашка”.

Заранее заготавливается бумажный цветок “ромашка” с несколькими лепестками. На каждом лепестке написан вопрос по теме “Урок вежливости”. Учащиеся отвечают на эти вопросы.



2. “Зов джунглей”.

Учащиеся пишут поговорки, пословицы, названия песен, сказок, которые имеют отношение к дружбе.



3. “Нарисуй друга”.

Ребята рисуют на доске своего любимого друга.



4. “Составь слова”.

Из букв слова “дружелюбие” и слова “товарищество” необходимо составить как можно больше новых слов.



5. “Примеры дружбы”.

Ребята приводят примеры дружбы из собственной жизни.

За каждый правильный ответ – поощрительный приз (например, кружочки разного цвета). Команда, набравшая больше призов, считается победительницей. Ей вручается похвальная грамота.

Учитель. Как нужно выбирать себе друзей?

– Какие правила необходимо соблюдать во время драки?

– Надо ли применять наказания к непослушным детям?

Просто я работаю волшебником
(Беседа, ситуативные задачи, творческая мастерская)


Цели: воспитывать уважение к старшим членам семьи; прививать культуру поведения в семье; вырабатывать навыки поведения в конкретных конфликтных ситуациях.

Предварительно учащимся дается задание принести фотографии, рассказывающие об их родственниках, историю их семьи. Эти фотографии прикрепляют на доске.

О ф о р м л е н и е: выставка “Умей красиво подарить” с моделями упаковки подарков, поделками: сувенирами, поздравительными открытками-самоделками.

скачать файл

следующая страница >>
Смотрите также: