misle.ru страница 1
скачать файл
ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ –

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Г.КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

(МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

«Утверждаю»

Проректор

по учебной работе

иеромонах Филарет (Кузьмин)

«____» _____________ 20__г.



ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ

ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В КАЗАНСКОМ КРАЕ»








(код по ГОС (ОКСО)/ (название дисциплины (модуля) по ГОС/ ФГОС / учебному плану)

ФГОС /учебному плану)



по направлению

подготовки

033400




Теология

(код) (название направления по ГОС/ ФГОС ВПО)

для специальности

033400







(код) (название специальности по ГОС/ ФГОС ВПО)

специализация /квалификация

033400




бакалавр

(код) (название специализации по ГОС/ ФГОС ВПО)

Форма обучения ______ _________ очная ______________________

Казань 2012


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В КАЗАНСКОМ КРАЕ»








1. Цели  освоения учебной дисциплины

Студенты, обучающиеся по специальности «Теология» в Казанской Духовной Семинарии, в дальнейшем за единичными исключениями будут проходить служение на территории Республики Татарстан – Казанского края, история христианства в котором весьма богата, многие исторические традиции и сейчас присутствуют в церковной жизни, другие нуждаются в восстановлении, поддержке и развитии. Дисциплина призвана обучить студентов важнейшим страницам местной церковной истории и тем самым углубить их подготовку к практической деятельности в Церкви.



2. Место учебной дисциплины  в структуре ООП бакалавриата

В.3.8. Модуль «История христианства в Казанском крае»

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, и формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения богословских, гражданско-исторических и церковно-исторических дисциплин.

В результате освоения дисциплины обучающиеся приобретают как теоретические знания в области истории христианства в Казанском крае, так и практические знания, необходимые в пастырской деятельности: знания о местных святых и святынях, чудотворных иконах, материал для проповеднической и учебной деятельности, организации паломнических поездок.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать: Основные этапы и факты истории христианства в Казанском крае.

Уметь: Использовать полученные знания в практической деятельности.

Владеть: основной литературой по местной церковной истории, агиографии, иконографии и др.

Демонстрировать способность и готовность: к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; к применению полученных знаний в исследовательской деятельности.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 033400– «Теология»:

а) общекультурных (ОК):



В результате освоения дисциплины формируются компетенции:




способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-1);

приверженность нормам традиционной морали и нравственности; способностью к социальной адаптации (ОК-3);

способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности знания о структуре, методологии и критериях современной науки (ОК-7);

наличие базовых знаний по всем предметам профессионального цикла (ОК-10);

способность приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин (ОК-11);








б) общепрофессиональных (ПК):
готовность участвовать в научных исследованиях по теологической проблематике (ПК-3);

способность использовать специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения профильных теологических дисциплин (в соответствии с профильной направленностью) (ПК-14);

способность применять основные учебно-методические принципы и методы для разработки элементов учебных курсов и подготовки методических материалов; готовностью к составлению источниковедческих и библиографических обзоров по общим и специальным учебным курсам (ПК-5);

способность подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8);

способность использовать знания в области истории, типологии и актуальных проблем взаимоотношений в религиозной организации в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте (ПК-10);

способностью использовать базовые знания в области теологии (ПК-13).


4.  Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

 

Краткое содержание.

Казанский край как понятие в исторической и географической науке. Особенности географического положения, природных условий, этнического состава населения.

Будущий Казанский край в первые века нашей эры, первые признаки появления в нем христианства. Христианство в Волжской Булгарии. Мученик Авраамий Болгарский. Христианство у монголов, распространение несторианства. Христианство в Золотой Орде. Сарайская православная епархия. Мученик Феодор Болгарский. Христианство в Казанском ханстве. Казанские мученики Иоанн, Петр и Стефан.

Присоединение Казани к Московскому государству. Казанские страстотерпцы 1552-1553 гг.: Борис, Иаков, Феодор и другие. Создание Казанской епархии. Святители Гурий, Варсонофий и Герман, преподобные Иона и Нектарий Казанские. Казанская епархия во второй половине XVI века. Обретение и прославление Казанской иконы Божией Матери. Святитель Ермоген во главе Казанской епархии.

Казанская епархия в Смутное время. Митрополит Ефрем. Московский список Казанской иконы и его всероссийское прославление.

Казанская епархия в XVII веке. Митрополит Лаврентий. Новые монастыри. Прославление Седмиезерной-Смоленской и Грузинской икон Божией Матери. Развитие монастырского и церковного хозяйства. Церковный раскол и Казанский край. Будущий патриарх Адриан во главе Казанской епархии.

Казанская епархия в первой половине XVIII века. Митрополит Тихон (Воинов) и создание Казанской духовной семинарии. Владыка Сильвестр (Холмский) и репрессии против духовенства. Епископ Лука (Конашевич) и Контора новокрещенских дел.

Казанская епархия во второй половине XVIII века. Секуляризация церковных земель при Екатерине II и Казанская епархия. Введение штатов. Митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) и «пугачевщина». Архиепископ Амвросий (Подобедов), попытка создания Казанской духовной академии (т.н. «старой»).

Казанская епархия в первой половине XIX века. Архиепископ Серапион (Александровский) и его дневник. Архиепископ Павел (Зернов) и Отечественная война 1812 г. Архиепископ Амвросий (Протасов) и святитель Филарет (Амфитеатров) во главе Казанской епархии. Создание Казанской духовной академии.

Казанская епархия во второй половине XIX века. Архиепископ Григорий (Постников) и развитие Казанской духовной академии, Соловецкая библиотека и журнал «Православный Собеседник». «Великие реформы» Александра II и развитие церковной жизни. «Отпадения» крещеных татар, реакция Церкви и государства, современные исторические и конфессиональные оценки проблемы. Н.И.Ильминский и его миссионерская система, борьба за наследие Ильминского. Архиепископ Антоний (Амфитеатров) во главе Казанской епархии. Развитие епархиальных структур, викариатства. Научные школы и выдающиеся питомцы Казанской духовной академии.

Казанская епархия в 1905-1917 гг. Отражение революционных потрясений в церковной жизни. История похищения Казанской иконы Пресвятой Богородицы, расследование, версии, современные исследования. Архиепископы Димитрий (Самбикин) и Никанор (Каменский) во главе Казанской епархии. Преподобный старец Гавриил (Зырянов) Седмиезерный. Ректор академии епископ Анастасий (Александров) – архиерей и ученый. Казанская епархия и войны Русско-японская и Первая мировая.

Казанская епархия в 1917-1922 гг. Революционные события и эхо Гражданской войны в церковной жизни. Антицерковный террор осени 1918 г. Преподобномученики Казанского Зилантова монастыря, Свияжский священномученик епископ Амвросий (Гудко), преподобномученица Маргарита Мензелинская. Казанские пресвитеры-священномученики Димитрий Шишокин, Филарет Великанов и др. Борьба за Казанскую духовную академию и ее закрытие, ректор священномученик Анатолий (Грисюк). Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) во главе епархии. Борьба с обновленчеством.

Казанская епархия в 1920-1930-е гг. Коллективизация и новый виток гонений на верующих, новомученики Раифской пустыни. Преподобноисповедник Александр (Орудов) Седмиезерный и Чистопольский священномученик Михаил Вотяков. «Великий террор» 1937 г., священномученик епископ Иоасаф (Удалов), священник Николай Троицкий и др. Функционирование обновленческих епархиальных и приходских структур в ТАССР. Массовое закрытие монастырей и храмов. Кризис епархиального управления.

Казанская епархия в 1940-1980-е гг. Оживление и восстановление церковной жизни в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы, архиепископ Гермоген (Кожин). Архиепископ Сергий (Королев) «Пражский» и его почитание в народе. «Хрущевские» гонения на Церковь. Дело архиепископа Иова (Кресовича). Архиепископ Михаил (Воскресенский).

Казанская епархия с конца 1980-х гг. до настоящего времени. Тысячелетие Крещения Руси, оживление и быстрое развитие церковной жизни. Возвращение храмов и монастырей, новое обретение святынь Казанского края. Прославление святых подвижников и новомучеников земли Казанской. Создание Татарстанской митрополии.

Инославное христианство и старообрядчество в Казанском крае. Сведения по истории армяно-григорианских, римско-католических, евангелическо-лютеранских и старообрядческих (разных согласий) общин.




 

 



п/п

 

Раздел


дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)



Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)


















Л

СР

Пр.

К







1

Казанский край как понятие.

1

(5)


1

2

2










2

Христианство в Казанском крае до середины 16 века.

1

(5)


2-4

2

6

4




Участие в практических занятиях

3

Казанская епархия во второй половине 16 века.

1

(5)


5-8

4

6

4




Участие в практических занятиях

4

Казанская епархия в «Смутное время».

1

(5)


9-10

2

4

2




Участие в практическом занятии

5

Казанская епархия в 17 веке.

1

(5)


11-15

4

10

6




Участие в практических занятиях

6

Казанская епархия в первой половине 18 века.

1

(5)


16-18

6

8







Семестровое тестирование знаний




ЗАЧЕТ






















7

Казанская епархия во второй половине 18 века.

2

(6)


1-2

4

2

6




Участие в практическом занятии

8

Казанская епархия в первой половине 19 века.

2

(6)


3-5

6

2

8




Участие в практических занятиях

9

Казанская епархия во второй половине 19 – начале 20 вв.

2

(6)


6-9

8

4

12




Участие в практических занятиях

10

Казанская епархия в 1905-1917 гг.

2

(6)


10-11

4

2

6




Участие в практических занятиях

11

Казанская епархия в 1917-1922 гг.

2

(6)


12-13

4

2

6




Участие в практических занятиях

12

Казанская епархия в 1920-1930-е гг.

2

(6)


14-15

4

2

6




Участие в практических занятиях

13

Казанская епархия в 1940-1980-е гг.

2

(6)


16

2

2

4




Участие в практическом занятии

14

Казанская епархия с конца 1980-х гг. до настоящего времени.

2

(6)


17

2

2

4




Участие в практическом занятии

15

История инославного христианства в Казанском крае.

2

(6)


18

2

2







Семестровое тестирование знаний




ЭКЗАМЕН










36










 

5. Образовательные технологии

Лекции, практические аудиторные занятия, самостоятельная работа студентов.

При  проведении практических занятий предусмотрено использование  активных форм занятий, построенных в традиционной форме (включая опрос) и с применением интерактивных методов при работе с текстами, в сочетании с внеаудиторной (самостоятельной) работой.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств.  Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

 Примерные задания текущего контроля, самоконтроля, итогового контроля – см. в соответствующих разделах УМК.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:


1. Липаков Е.В. Архипастыри Казанские. 1555-2007. – Казань, 2007.
б) дополнительная литература:

2. Богословский Г.К. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о казанских архипастырях. – Казань, 1892.

3. Васильев М. Распространение христианства в Казанском крае. – Казань, 1904.

4. Горталов Н.К. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ее до настоящего времени (1555-1585 гг.). – Казань, 1885.

5. Елдашев А.М. Монастыри Казанского края. Очерки истории. – Казань, 2004.

6. Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: год 1918-й. – Казань, 1995.

7. Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870). – Казань, 1892. – Ч. 1-3.

8. Липаков Е.В. Казанская духовная семинария. Исторический очерк. – Казань, 2007.

9. Можаровский А.Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению христианством казанских инородцев с 1552 по 1867 год. – Казань, 1880.

10. Платон (Любарский). Сборник древностей Казанской епархии. – Казань, 1868.

11. Покровский И.М. Гермоген, митрополит Казанский и Астраханский, впоследствии патриарх Всероссийский, и его заслуги для Казани. – Казань, 1907.

12. Покровский И.М. К истории казанских монастырей до 1764 года // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. – Казань, 1902. – Т. 18. – Вып. 1-3.

13. Покровский И.М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 года. – Казань, 1906.

14. Сергий (Василевский), архим. Высокопреосвященнейший Антоний (Амфитеатров), Архиепископ Казанский и Свияжский. – Казань, 1885. – Т. 1-2.

15. Сергий (Василевский), архим. Высокопреосвященнейший Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий, и его время. – Казань, 1888. – Т. 1-3.

16. Яблоков А.П. Город Свияжск и его святыни. – Казань, 1911.

Статьи соответствующей тематики в Православной Энциклопедии, научной периодике и сети Интернет.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).

Автор:

_______________ Иерей Антоний Ермошин



 

Рецензент (ы) _________________________

 

 

Программа одобрена на заседании ____________________________________________



(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

 

 



от _______________________________ года, протокол № ________.
скачать файл



Смотрите также: