misle.ru страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ»


Шарипова Лейля Рифатовна

МБОУ ДОД СДЮТиЭ

Зав.отделом путешествий и экскурсий, педагог дополнительного образования

I категории.

Николаева Елена Григорьевна

МБОУ ДОД СДЮТиЭ

Зав.метод отделом, педагог дополнительного образования

I категории.

г. Нижнекамск, пр. Шинников 59.

Почтовый адрес: г. Нижнекамск 423570 п/о 14, а/я 2118



РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭТАП X ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ПОМОЩЬ ОРГАНИЗАТОРАМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ВОСПИТАННИКАМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОСВЯЩЕННОМ ГОДУ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

НОМИНАЦИЯ:

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ (МОЯ МАЛАЯ РОДИНА)


Содержание

1. Дополнительная образовательная программа «Нижнекамск городок – России уголок».

2. Учебно – методическое обеспечение программы.

3. Участие в городских краеведческих мероприятиях, в рамках программы.



«Родина» - понятие, совершенно

не поддающееся разъяснению.

Что такое родина знает лишь

тот, кто утратил её или вернулся

на родину после долгого отсутствия.

(Ф. Гансберг)

 

Пояснительная записка.

 Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из ...местного населения.

Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Предметом изучения могут быть события, происходившие на территории района (области) в эпоху былых веков. 

 Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

 У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера  устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

 Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Но большим подспорьем в этом деле обязаны стать краеведческие объединения, действующие в учреждениях дополнительного образования детей, особенно станции детского и юношеского туризма, которые дают огромные возможности для сочетания теоретических и практических занятий, проведения экскурсий в музеи города, к памятникам и историческим объектам своей «малой родины».

Данная программа по краеведению «Нижнекамск городок – России уголок» призвана раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения в условиях дополнительного образования.

 Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к изучению истории России и Татарстана через изучение исторических объектов родного города.

Это наиболее эффективный путь формирования исторического мировоззрения, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам.

В общей направленности:


  • признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города.

В содержании:

  • изложение содержания с территориально – хронологических позиций;

  • понимание исторического краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир;

  • опираясь на содержание традиционного школьного предмета по истории Отечества, данная программа не является повтором сведений, уже имеющихся у учащихся 12-15 лет, она систематизирует, развивает и конкретизирует эти знания, приближает их к молодым людям, делая их сотворцами истории великих дел и событий;

  • пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего города;

  • опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;

  • решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.

В организации:

  • реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения – исторических памятников города;

  • придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края через экскурсии и туристские походы.

Цели: 

главной целью программы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город и желающего принять активное участие в его развитии.

 

Образовательные задачи:


  • формирование представлений об историческом развитии России в XIX-нач.XXI века;

  • ознакомление с историей своего населенного пункта и Татарстана.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях  полиэтничности,  поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;

  • наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

  • изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

  • видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

  Программа предусматривает проведение 72 часов теоретических и экскурсионных занятий для воспитанников 12-15 лет. Занятия проводятся, как правило, по 2 академических часа два раза в неделю.

Предполагаемые результаты обучения.

 


  • Освоение знаний об основных историко-краеведческих понятиях; особенностях истории родного края;

  • формирование личностной системы ценностей и чувства сопричастности к истории своего края и родного города.

Эффективность  обучения будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме теоретических занятий и занятий - экскурсий, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

Тематическое планирование программы

 


№п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

экскурсии

примечание



Вводное занятие

1

1

-

-






История Татарстана второй половины XIX – начала XX веков

12

2

10

Музей истории города,этнографический музей, к памятнику Г.Тукаю.

Викторина «О язык, родной, певучий…». Поэзия Г. Тукая



Гражданская война в нашем крае

8

2

6

Памятник М.Вахитова, ул. Вахитова.






Герои Отечественной войны - наши земляки

20

4

16

Мемориальный памятник «Вечный огонь»,

Музей истории города, музей СДЮТиЭ



Встречи с ветеранами «Поклонимся великим тем годам…», «Берега памяти»



Так строился наш город

20

4

16

Памятник первостроителям, бюст Лемаева, сквер Лемаева,

Бюст Королева




Краеведческая олимпиада «Тайны родного края»



Космическая тема в истории нашего города

6

2

4

Памятник космонавтам,

Ул. Гагарина



викторина «Первопроходцы космоса»



Афганистан в сердце моем

6

2

4

Памятник афганцам






Итоговое занятие

1

1

-









Итого

72

18

54






                   Содержание программы

 

1. Введение (1час)

Краеведение, что изучает краеведение, источники краеведческих знаний.



2. История Татарстана второй половины XIXвека – начала XX веков. (12 часов)

Казанская губерния в XIX – начале XX века. Становление татарской национальной культуры.

Экскурсии в Музей истории города, в этнографический музей, к памятнику Г.Тукаю. Участие в викторине «О язык, родной, певучий…».

3. Гражданская война в нашем крае (8 часов)

Октябрьский переворот и гражданская война на территории нашего края.

Экскурсия к памятнику М.Вахитова.

Творческие конкурсы: «Родословие», «Старая фотография рассказала…».



4. Герои Отечественной войны - наши земляки (20 часов)

Татарстан в годы Великой Отечественной войны. Герои Великой Отечественной войны – уроженцы Нижнекамского района.

Экскурсии к  Монументу Победы, в комплексный музей города, музей СДЮТиЭ. Встречи с ветеранами «Поклонимся великим тем годам…», «Берега памяти».

5. Так строился наш город (20 часов)

История строительства города Нижнекамска.

Экскурсия к памятнику первостроителям, к бюсту Н.В. Лемаева, к бюсту Е.Н. Королева. Участие в краеведческой олимпиаде «Тайны родного края».

6. Космическая тема в истории нашего города (6 часов).

Начало освоения космоса в СССР.

 Экскурсии к памятнику космонавтам на улице Гагарина. Участие в викторине «Первопроходцы космоса».

7. Афганистан в сердце моем(6 часов)

Экскурсия к памятнику воинам-интернационалистам.



8.  Итоговое занятие(1час)

Подведение итогов изучения программы.



Методическое обеспечение программы

Программа обеспечена учебно - методическим комплексом, в который входят теоретический материал по всем темам, тексты экскурсий к памятникам и мемориальным комплексам города, тесты, викторины, сценарии мероприятии, поисковый материал, видео и аудио – материал.



Реализация программы

Программа реализуется с 2010 года. Курс обучения прошли 120 детей, учащиеся 6-7 классов.



Список литературы и источников

  1. Герои Советского Союза – наши земляки (сборник документальных очерков и зарисовок в трех книгах). Казань, Татарское кн. изд-во, 1984 г.

2. История Татарстана (учебное пособие) (Ф.Х.Хузин, И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков, Л.А.Харисова, А.А.Иванов, А.Г.Галлямова, Казань, 1996г.

3.Научно популярный журнал для детей и юношества «Юный краевед».

4. Нафигов Р.И., Мулланур Вахитов (ист.-биогр. очерк), 2 изд., Казань, 1975.

5. Нижнекамский репортаж. Татарское книжное издательство, Казань, 1978г.

6.Освоение космического пространства в СССР, В.Л. Барсуков, М., 1982 г

7.Татарстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Казань.

8.Интернет - ресурсы:

http://ru.wikipedia.org

http://www.e-nkama.ru

http://historytat.ru

http://www.kcn.ru

http://vivovoco.rsl.ru

http://epizodsspace.no-ip.org



Учебно - методическое обеспечение программы

Материал к теме 2.

История Татарстана второй половины XIX – начала XX веков.
Казанская губерния второй половине XIX  – нач. XX веков.

В конце 50-х гг. губерния насчитывала около 1,5 млн человек. Более 90 % населения жило в сельской местности. Казань являлась одним из самых крупных городов России — в ней жило более 60 тыс. человек. Наиболее крупными предприятиями Казани были мыловаренные заводы Крестовниковых, льнопрядильная фабрика Алафузовых, пороховой завод. В конце века на заводах и фабриках губернии трудилось более 10 тыс. человек. Тяжелые условия труда рабочих создавали благоприятную почву для распространения среди них революционных идей. Значительную роль в их распространении сыграли студенты Казанского университета. В его стенах приобщился к антиправительственному движению Владимир Ульянов, с чьим именем связаны крупнейшие события XX в.

Отмена крепостного права, послужившая мощным стимулом для развития производительных сил и подъема экономики страны, вместе с тем обострила классовую борьбу. В Казанской губернии, как и на всей территории России, нередкими были крестьянские волнения. Самое знаменитое из них произошло в 1861 г. в селе Бездна, где крестьяне отказались выполнять указания властей, считая, что их обманули и оставили без земли.

 Начало XX в. отмечено ростом революционного движения в обществе. Практически до свержения царя Николая II в феврале 1917 г. по всей территории Российской империи не прекращалось противостояние между самодержавием и теми политическими силами, которые хотели его ликвидации или, по крайней мере, глубокой трансформации и превращения в конституционную монархию по европейским образцам.

Эти движения серьезно затронули и мусульманские регионы страны, и в первую очередь татар, в силу ряда объективных причин наиболее восприимчивых в то время к подобным идеям.

Хотя значительное число татар проживало во многих регионах России, основное этническое ядро находилось в пределах Казанской и Уфимской губерний. Именно здесь разворачивались события, связанные с ростом национального самосознания татарского народа. Среди политических, общественных, религиозных деятелей и представителей художественной интеллигенции, оказавших особое воздействие на общественную жизнь в начале XX в., были политики И.Гаспринский, Ю.Акчура, С.Алкин, С.Максуди, К.Хасанов, религиозные деятели — Р.Фахрутдинов, М.Бигеев, Г.Вайсов, Г.Баруди, X.Атласов, писатели и поэты — Г.Тукай, Г.Камал, 3.Рамеев (Дэрдменд), Г.Исхаки и др. Идеи социал-демократов и социал -революционеров (эсеров) также начали распространяться среди татар и других народов региона. Однако они не получили до 1917 г. широкого распространения. Среди деятелей, придерживавшихся этих взглядов в Казанской губернии, были Ф.Туктаров, С.Ахтямов, X.Ямашев, Г.Кулахметов, В.Адоратский, И.Саммер, Н.Накоряков, В.Тихомирнов и др.



В “Обзоре Казанской губернии на 1913 г.” писали, что татарское население в слабой степени пользуется общими учебными заведениями: оно по преимуществу обучается в своих мусульманских мектебах, медресе и частью в открытых при них классах для обучения мусульман русской грамоте и языку со счислением.

В отчетном году в гор. Казани состояло: мужских русско-татарских школ — 4, женских — 1, русская школа для татарских мальчиков — 1, русских классов при медресе — 4, городских русско-татарских начальных мужских училищ — 5.

Специальных магометанских школ и школ народных (медресе и мектебе) было 967, в коих обучалось 79496 человек (48562 мальчиков и 30934 девочки)”. Так в одном из таких медресе получил образование и великий татарский поэт Г.Тукай.




Экскурсия к памятнику Габдулле Тукаю.

В 1991 году в сквере напротив аттракционов был, установлен памятник Г.Тукаю. Его изготовил знаменитый скульптор, художник, поэт, певец Бакый Урманче. Бывшей улице солнечной дали имя Г.Тукая. А имя Баки Урманче носят улица и татарская гимназия №2.

Творчество поэта было разносторонним, он и поэт, и публицист, литературный критик. За тот огромный вклад, который он внес в развитие татарской литературы и культуры, в целом татарского народа, Габдуллу Тукая называют «татарским Пушкиным». Кто из нас не помнит строки из знаменитой татарской сказки Г.Тукая «Шурале»:

«Есть аул вблизи Казани

Под названием Кырлай

Даже куры в этом крае

Петь умеют - дивный край!»

Родные места поэта - Заказанье. Красота Заказанья - в его дремучих лесах с их сказочным хозяином - Шурале; тихих прудах с нависающими над водой густыми ивами, под которыми лунными ночами расчесывает мокрые косы водяная - Су анасы; в ветряках, выcтупающих из-за горизонта, точно Алып-батыр, размахивающий ручищами; ручейках, тихо журчащих по низинам, словно бы радуясь жизни и людям.

В этом краю сложены знаменитые поэмы девятнадцатого столетия «Тахир и Зухра», «Буз-джигит», ходило по рукам «Сказание о Йусуфе», много раз переписываемое местными каллиграфами.

Здесь, в Кушлавыче, в семье муллы Мухамметгарифа и родилcя 26 (14) апреля 1886 г. мальчик, будущий поэт Габдулла Тукай. Не прошло и пяти месяцев, как вдруг скончался его отец. Овдовевшая мать его, Мамдуда, была выдана замуж за муллу деревни Сосна. А маленького Габдуллу временно поручают на воспитание бедной старушке Шарифе. Тут и настигли мальчишку нескончаемые удары и лишения сиротской доли. На свете, пожалуй, не было ни одного поэта, которому уже с малых лет довелось бы называть «мамой» семерых, а возможно, и восьмерых чужих женщин. Именно такая участь выпала на долю Габдуллы.

Маленький Габдулла у Шарифы не видел ни ухода, ни заботы — терпел одни обиды. Но вот мать забрала сыночка к себе, в Сосну. Читая об этом в автобиографическом очерке Тукая «Что я помню о себе», облегченно вздыхаешь: наконец-то он у родной своей матери! Но это счастье длилось недолго: умирает мать Габдуллы — мальчик оказывается круглым сиротой. Соснинский мулла отсылает его в деревушку Училе, к деду по матери. Но и здесь родной бабушки уже не было в живых, семья многодетная. «Среди шести голубков не родной бабушки я был единственным галчонком: плакал — некому было утешить, норовил приласкаться — некому было приголубить, хотел поесть-попить — некому пожалеть — все толкали да обижали меня...».

Это уже четвертая семья, где очутился Габдулла. Он был здесь не только не обласкан, но еще и голодал. Дед был вынужден побираться по соседним деревням, нести домой черствые куски, спасая кучу детей от голодной смерти. Судьба прогнала Габдуллу и из этого дома. Посадили его одному ямщику в сани и отправили в неведомый путь. А в Казани, на Сенном базаре, тот ямщик ходил в толпе и выкрикивал: «Отдаю мальчика на усыновление! Бери, кому надо!» Подошел из толпы мужчина — он и увел мальчика к себе. Так ремесленник из Новотатарской слободы Мухамметвали с его женой Газизой обрели себе сына. Это уже пятый дом, куда ступил Габдулла. Года два прожил Габдулла в этой семье, но... вдруг он опять оказывается лишним. Оба враз захворали приемные родители: «На чьих же руках останется малыш, если мы вдруг помрем... Вернемка его лучше обратно в деревню...» - проводили они его обратно в Училе. «Можно представить себе, как восприняли мое возвращение в семье дедушки, где были уверены, что избавились от меня навсегда». Отсюда, приложив немало усилий, спровадили сироту в деревню Кырлай, в сыновья к Сагди-абзый - для Габдуллы это был уже шестой дом... В Кырлае судьба отнеслась к мальчику благосклоннее. Во-первых, здесь он задержался подольше и начал учиться в медресе. Во-вторых, жизнь в Кырлае дала ему обилие таких впечатлений, которые позже щедро питали его творчество. Говорят, чтобы понять поэта, нужно побывать на его родине. Правда, за сто лет здешняя природа претерпела немало изменений. Пролегли асфальтовые дороги, появились дворцы культуры, музей. Но во времена Тукая близ Кырлая дремучие леса еще были. И маленький Габдулла ходил с мальчишками в ночное стеречь лошадей. Вокруг до небес высились величественно стройные ели и, вне всякого сомнения, откуда-нибудь из чащобы тихонько наблюдал за мальчишками сам Шурале - все это навсегда западало в чуткую душу Габдуллы.

До чего же своеобычен труд крестьянский! Сколько требует он терпенья, мучительных усилий. Зато сколько доставляет этот труд истинного удовольствия, сколько в нем поэзии! Чего стоит освежиться в знойный полдень в пруду, под ивами, поплавать, спустившись с поля на обед... А после жаркой работы усладить душу айраном, намешав катыку в родниковой воде... Много разных чувств пробуждается в чуткой душе Габдуллы, много скапливается впечатлений. А вечерние улицы Кырлая! Как развернет тальянку какая-нибудь отчаянная головушка, да как заслышатся деревенские песни - и откуда они только берутся, эти хватающие за сердце мелодии, эта светлая, зовущая неведомо куда тоска?.. Только в Заказанье они и могли родиться...

Заказанье, в особенности Кырлай - благодатная почва, где в маленьком Габдулле зародился великий Тукай. Навсегда сохранился в его благодарной памяти Сагди-абзый в белом переднике, холщовых рукавицах и круглой татарской шапке - как образец трудолюбия, прилежности и мягкости в обхождении. А окрестности Кырлая с их дремучими лесами, прудами, родниками, да и сама деревня с ее песнями и игрищами, обычаями и образом жизни дали ему такое обилие духовной пищи, которого поэту хватило на всю творческую жизнь.


Я постиг, что все священно: и овин твой, и ручей,
И гумно твое, и степи, и дороги средь полей,


И весна твоя, и осень, лето знойное, зима,
Белые чулки, да лапти, да онучи, да сума.


И собаки, и бараны — вся родная сторона.
Любо мне и то, что плохо, даже то, чем ты бедна, -

так писал Тукай об этих же местах, наведавшись в Заказанье после долгого пребывания в иных краях.

Но вот забирают Габдуллу из Кырлая в Кушлавыч, чтобы отправить его к родственникам по отцу, в далекий Уральск. Но к тому времени юнец уже всей душой успел проникнуться сельской жизнью - ее трудами, ее поэзией. «Потом мать выкрикнула мне вслед свой последний наказ: «Не забывай нас, не забывай! Нас позабудешь — станешь головешкой в адском пекле!» - так оставили мы пределы Кырлая».

Позади остался край, где маленький Габдулла полной мерой испил муки сиротства, - край, одаривший его целым миром волшебных впечатлений. Но что ожидало его впереди - это еще не знали ни сам мальчик-сирота, ни обходительный ямщик по прозвищу Алты-биш Сапый, который увез его в своих крытых санях... А впереди был пестрый городишко Уральск с его ремесленниками и торговцами, церквами и мечетями, школами и медресе.
Прощай, Заказанье!

В Уральске было три медресе: «Мутыйгия», «Ракибия» и «Гайния». Галиасгар Усманов отвел Габдуллу в первое - «Мутыйгия». Здешняя жизнь благотворно повлияла на новичка. Среди шакирдов был силен интерес к литературе, поэзии. В доме хозяина медресе Мутыгуллы-хазрета звучали музыка, пение. Габдулла быстро сдружился с его сыном Камилем, а Камиль получил европейское воспитание, хорошо пел, одевался по последней моде, прилично знал русский, арабский, мог наизусть читать Коран...

Жадный до знаний Габдулла одновременно посещает и трехгодичный русский класс. Отлично усвоивший арабский, персидский и турецкий языки, он вскоре открывает для себя богатейший мир русской и западноевропейской литератур

В Уральске Тукай сформировался как поэт и журналист. Уже в сентябре 1905 г. в рекламном сборнике будущего журнала «Эль-гаср-эль-джадид» (Новый век) появляются первые его стихи. В ноябре начинает издаваться газета «Фикер» (Мысль). Вскоре выходит и первый номер «Эль-гаср-эль-джадида», фактическим редактором которого становится Тукай. Он уже мечтает о сатирическом журнале. В июне 1906 г. появляется и сатирический иллюстрированный журнал «Уклар» (Стрелы) - на деле Тукай и здесь занимает роль редактора. Журналистика ста¬новится для него родной стихией. Он днюет и ночует в типографии за сочинением стихов, статей, за переводами для каждого очередного номера. Его имя обретает известность не только в Уральске, но и в Казани, Оренбурге, Петербурге.

...Поэта давно тянуло в родные края. В своих мечтах он на «Паре лошадей» уже совершает путь в Казань. Город, покинутый им восьмилетним мальчишкой, теперь представляется ему пределом мечты: центром просвещения и культуры.

И осенью 1907 года по улицам, устланным палой листвой, Тукай на извозчике въезжает в Казань. О годы! Как преобразили они Габдуллу. Мальцом уехал он отсюда в неведомый городок на Урале-реке, а обратно возвращался уже зрелым журналистом, поэтом, неистовым публицистом, сатириком, общественным деятелем.

Вернулся на родину признанный поэт и публицист, великолепно владеющий, помимо родного татарского, русским, арабским, персидским и турецким.

С осени 1907 г. начинается казанский, наиболее плодотворный период в жизни Тукая, составляющий около пяти с половиной лет вдохновенного служения своему народу, своей Родине. Что же собой представляла тогда Казань? Казанский университет с его математической и химической школами - один из важнейших центров научной мысли во всей России. Большую роль в просвещении татар, а также народов Средней Азии и Казахстана, играла типография Казанского университета, распространяя огромную массу книжной продукции, в том числе и учебно-педагогической. На восточном факультете университета работали такие крупные демократически настроенные ученые, как Готвальд, Катанов. Сотрудничая с Ш.Марджани, К.Насыри, они изучили историю Булгарии, устное народное творчество.

В Казани Тукай начинает сотрудничать в газете «Эль-ислах» (Реформа) и в журнале «Яшен» (Молния). У него появляются новые друзья: Ф.Амирхан, Х.Ямашев, К.Бакир, В.Бахтияров, Г.Камал, С.Рахманкулый, Г.Кулахметов, а позже - С.Сунчелей. Он с головой уходит в творческие, журналистские будни.

Совместная работа в «Эль-ислахе» навсегда скрепила дружбу двух замечательных людей - Тукая с Фатихом Амирханом. Европейски образованный Ф.Амирхан, конечно же, оказал самое глубокое влияние на развитие взглядов и совершенствование поэтического таланта Тукая. В Казани до приезда Тукая вопросы народной и детской литератур еще ни разу не ставились в качестве особо важных проблем. Правда, в народе имели распространение книги К.Насыри, Г.Рахманкулова, Т.Яхина и отдельные хрестоматийные сборники. Были в Казани и свои молодые, признанные таланты: Г.Камал, Ф.Амирхан, Г.Кулахметов и др. Примечательно, что Тукай из множества идейно-творческих задач выделяет для себя в качестве главных две: возвысить значение устного народного творчества и создать новую литературу для детей.

Тукай придавал огромное значение становлению татарского национального театра.

Тукай уже чувствовал, что жить ему остается считанные месяцы. Он старается воспользоваться каждой минутой, чтобы успеть высказать народу свои последние слова. Летом 1912 г. Тукай с Ф.Амирханом принимают решение издавать новый литературно-художественный журнал. Издателем его уговаривают стать Ахметгарая Хасани, человека просвещенного и передовых взглядов. На даче Хасани у Лебяжьего озера договариваются назвать журнал «Анг» (Сознание). В своем стихотворении, опубликованном в первом номере «Анг», Тукай пишет:


Друзья, как бы ни было там — навеки развеялась тьма.
За дело! Нам ясность нужна: глаз ясность и ясность ума.

В начале 1913 г. здоровье Тукая резко ухудшилось. Однако он не перестает писать. Произведения последних месяцев жизни поэта еще полнее раскрывают его как великого патриота, гражданина, глубоко осмысливающего исторические судьбы родины. Снова и снова обращается он в своих стихах к Толстому, воспевает заслуги ученого и мыслителя Ш.Марджани. Его публицистические статьи «Первое дело по пробуждении», «По случаю юбилея», «Два напоминания», стихотворения «Надежды народа в связи с великим юбилеем», «Мороз» - это подлинные шедевры. В поэтическом переводе коранической суры «Наср» Тукай выражает свое преклонение перед Всевышним и искреннюю приверженность исламу. Поэт как бы подводит итоги своему творчеству, высказывает свои заветные мысли.


Отправляясь из гостиницы «Амур» в Клячкинскую больницу, Тукай сознает, что для него это - последнее «путешествие». Накануне он зашел проститься к Ф.Амирхану, снимавшему номер по соседству. Фатих сказал ему:
- Выздоравливай скорей, чтобы нам с тобой поскорей свидеться!

Тукай ответил ему:



- Ты уж не спеши свидеться со мной, живи - ка подольше.

15 (2) апреля Тукая не стало.

Для нас имя Тукая означает целую эпоху в духовном развитии татарского народа, в становлении его литературы, искусства, культуры в целом. Поэт навсегда остался жить в благодарной памяти народа.

За годы, прошедшие со дня смерти Тукая, его произведения издавались множество раз. Одно из солидных изданий его произведений увидело свет даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны (1943), стихи Тукая вместе с отважными воинами, сыновьями Татарстана сражались с гитлеровскими захватчиками и под Москвой, и на Курской дуге, и при штурме Берлина. И ныне творчество Тукая не теряет своей действенной силы. Да почему? Потому, что оно является составной частью мирового культурного наследия. Татарский национальный балет «Шурале», созданный композитором Ф. Яруллиным на основе поэмы-сказки великого Тукая, выйдя за пределы нашей страны, обошел многие страны Запада и всюду встречал самый восторженный прием. Песни на слова Тукая в исполнении артистов Татарской государственной филармонии им. Г.Тукая звучали со сцен Италии, Мальты и стран далекой Африки. В Финляндии уже многие годы один из отделов общества культурных связей с Россией составляет «Общество Тукая». Примечательно, что творчество Тукая питает, обогащает все отрасли искусства, стимулирует их расцвет. Свидетельством тому являются балеты «Шурале» Ф.Яруллина, «Кисекбаш» Р.Губайдуллина, «Водяная» А. Бакирова. симфония «Кырлай» Н.Жиганова, скульптурные и живописные произведения Б.Урманче, И.Казакова. Б.Альменова, Ф.Аминова и др.

Живет и здравствует Тукай и на театральной сцене, и в исторических романах. За лучшие произведения литературы и искусства учреждены в Татарстане ежегодные Государственные премии имени Габдуллы Тукая. Центральная площадь и одна из улиц древней Казани названы именем Тукая. Со дня открытия в столице Литературного музея Габдуллы Тукая прошло уже 20 лет.

Имя великого поэта присвоено также бывшему Челнинскому району Татарстана. Имя Тукая носят улицы городов Уральска Казахстана, столицы Узбекистана Ташкента. В Санкт-Петербурге на Звери́нской улице неподалёку от бывшей татарской слободы установлен памятник Габдулле Тукаю.

Горячо, празднично выражает народ любовь к своему великому сыну весной, в апреле, в месяц его рождения. Каждый год 26 апреля проводится праздник поэзии в память о крупнейшей фигуре национальной поэзии нового времени. Писатели группами выезжают в Тукай-Кырлай, Арск, в Тукаевский район, где они проводят литературные встречи с населением. Такие же торжества проводятся в Нижнекамске, Н.Челнах, Альметьевске и др. городах и районных центрах Татарстана на празднике поэзии, кульминацией которого являются торжества у здания Татарского государственного академического театра им. Г.Камала. Здесь казанцы знакомятся с новыми лауреатами Государственных премий Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая.

Произведения Тукая большими тиражами издаются на русском и многих других национальных языках страны. Поэт продолжает жить вместе со своим народом, вместе с народами всей многонациональной России. Так же именем поэта названа государственная премия в области искусства Татарстана. Стихи Тукая положены на музыку, о нем созданы песни, драмы, романы. Его произведения переведены на многие языки народов мира. Здесь у памятника, каждый год 26 апреля, в день рождения поэта проводится праздник поэзии Тукая.

Имя Габдуллы Тукая носит Центральная городская библиотека нашего города, расположенная здесь же на улице Тукая.
Его путь, путь к бессмертию и славе продолжается...
Материал к теме 2.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также: