misle.ru страница 1
скачать файл
Клуб Британских выпускников Казахстана



«ОТКРЫТАЯ КАФЕДРА»

ПРОЕКТ ВЫПУСКНИКОВ ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ

Цель Проекта: внесение вклада в совершенствование качества образования в казахстанских вузах путем преподавательской деятельности, осуществляемой выпускниками различных программ, которые получили высшее образование в зарубежных университетах и на сегодняшний день являются профессионалами с опытом работы, как в Казахстане, так и за рубежом.

Обоснование актуальности Проекта: данный Проект представляется весьма актуальным и своевременным, учитывая, что на сегодняшний день Казахстан испытывает дефицит качественных людских ресурсов. В свою очередь, образованные людские ресурсы обеспечивают основу для долгосрочного и стабильного развития любой страны. Согласно статистическим данным, большинство казахстанской молодежи обучается в государственных вузах. Однако на данный момент существует остро ощутимая разница между уровнем образования в государственных университетах и частных вузах. В прогрессивных частных вузах внедрены современные модели образования и стандарты зарубежных университетов, как в плане учебного процесса, так и общего администрирования университета. В то время как государственные вузы, несмотря на многочисленные реформы высшего образования, до сих пор работают в духе устаревших образовательных стандартов, не нанимают преподавателей с международным академическим или практическим опытом и страдают от отсутствия современных учебных пособий и раздаточных материалов. Все выше перечисленные факты ярко свидетельствуют о необходимости принятия решительных мер для улучшения качества высшего образования в казахстанских вузах, особенно в государственных, и Проект «Открытая кафедра» может выступить одной из них.

Проект будет полезен и для прогрессивных вузов, так как он может служить источником информации о конкурентоспособных кандидатах на имеющиеся вакантные позиции.



Описание Проекта: По неофициальным подсчетам, на сегодняшний день в Казахстане находится более 10,000 выпускников различных образовательных программ, спонсируемых правительствами разных государств и иными институтами: Open Society Institute (Soros Fund), Болашак, Muskie, Chevening, DAAD и многие другие. Все эти выпускники обладают современными знаниями высокого качества и профессиональным опытом в разных сферах деятельности. Эти выпускники могли бы положительно повлиять на состояние и качество образования путем распространения знаний на уровне университетов, и таким образом внести свой вклад во благо общества. Многие из выпускников действительно горят огромным желанием преподавать, и некоторые из них уже преподают. Но большинство выпускников международных университетов, из-за ниже указанных причин, предпочитают работать в частных и государственных компаниях вместо преподавания в Казахстанских университетах:

  • сложный процесс получения вакансии преподавателя (требование о наличии предварительного опыта работы);

  • отсутствие информации об имеющихся вакансиях в вузах;

  • отсутствие собственных навыков/опыта по преподаванию и составлению учебных планов.

Данный Проект предлагает решения по преодолению выше указанных факторов и стимулированию выпускников международных университетов преподавать в вузах Казахстана.

Преподавание выпускниками будет осуществляться в следующей форме:

  • Целая ставка

  • Полставки или почасовая форма (в вечернее время или по субботам)

  • Разовые лекции в качестве приглашенного специалиста

  • Разработка курсов дистанционного обучения, преподаваемые выпускниками согласно договоренности с вузом

  • Разработка принципиально нового учебного курса: помимо существующих учебных курсов, выпускники могут разрабатывать инновационные предметы, которые еще не входят в учебные планы. Они могут адаптировать и вводить те курсы, которые они изучали в зарубежных вузах, в казахстанские университеты, таким образом внося свой вклад в дальнейшее развитие высшего образования в Казахстане.

Целевая аудитория – университеты городов Алматы и Астаны с последующим охватом областных вузов.

Ожидаемые результаты: внести вклад в совершенствование высшего образования в местных университетах путем внедрения и продвижения следующих принципов:

  • Международный опыт – большинство выпускников обладают как международным теоретическим, так и практическим опытом, которым они могут поделиться со студентами в рамках учебного процесса;

  • Практический подход – так как многие выпускники являются практиками, они могут разнообразить свои лекции примерами из собственной профессиональной деятельности, как применить академические знания на практике;

  • Инновационные и интерактивные методы преподавания – использование методов кейс-стади, разработка проектов, работы в группах, навыки работы с интернетом, дистанционные курсы обучения и др.;

  • Профессиональные навыки – критическое мышление, навыки публичных выступлений и презентаций, аналитического письма, написания научных работ согласно международным стандартам, навыки работы с компьютером и т.д.;

  • Принципы академической честности – неприятие студентами плагиата, обмана и подкупа преподавателей;

  • Демократические ценности, целеустремленность и активность – мотивация студентов на активную гражданскую позицию

  • Конкурентоспособность государственных университетов – повышение уровня качества образования в государственных вузах до уровня прогрессивных университетов (КБТУ, КИМЭП, UIB, МАБ и др.).


СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Предполагается разделить проект на несколько под-проектов. В конечном итоге данная структура позволит облегчить реализацию отдельных стадий Проекта и извлечь максимум от ожидаемых результатов.




  1. ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТЕЙ, РЕСУРСОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

1.1 Университеты-партнеры

Проведение опроса различных университетов посредством организации встреч с представителями факультетов, администрации для оценки реальной заинтересованности и потребностей университетов в каком-либо конкретном виде учебного курса, а также для оценки требований к кандидатам на преподавательскую должность. Сбор информации о пригодности к преподаванию, процедуре подачи заявления о трудоустройстве и об условиях преподавания, включая размер заработной платы, во всех университетах, согласных сотрудничать.


1.2 Выпускники – кандидаты в преподаватели

Проведение опроса и оценки кадров из тех выпускников, которые заинтересованы в преподавании, включая их академические и профессиональные данные, наличие навыков и опыта преподавания, желаемый учебный курс для преподавания, а также возможная форма преподавания (целая ставка, полставки, разовые лекции).




  1. ТРЕНИНГ ПО НАВЫКАМ ПРЕПОДАВАНИЯ

У заинтересованных выпускников может наблюдаться отсутствие или недостаточное присутствие навыков преподавания и методологии. Для того чтобы разрешить данный вопрос, планируется организовать и провести серию семинаров:


  • Разработка учебного плана и составление расписания;

  • Навыки/методы/техника преподавания;

  • Политика оценки знаний студентов (критерии оценки);

  • Задания для самостоятельной работы (виды заданий);

  • Философия преподавания (понимание целей и задач преподавания);


Следующие виды помощи и поддержки будут оказываться выпускникам дополнительно:

  • Консолидация и распространение информации о преподавательских вакансиях (наличие свободных позиций в различных университетов, потребность в конкретных курсах/преподавателях/лекциях);

  • Сбор и распространение информации о принятых политиках и условиях преподавания в конкретном университете;

  • Организация семинаров по составлению учебных планов/расписаний и навыков преподавания, встреч с выпускниками, имеющими опыт преподавания для того, чтобы поделиться своими знаниями/советами/направлениями с выпускниками, которые только собираются преподавать;




  1. СОТРУДНИЧЕСТВО И ПАРТНЕРСТВО

Для облегчения реализации Проекта будет иметь место партнерство и сотрудничество с Министерством Образования и Науки, местными университетами, Образовательным центром «Билим - Центральная Азия», Британским Советом, уже преподающими выпускниками и т.д.
Практические примеры:

  • Сотрудничество с Образовательным Центром «Билим - Центральная Азия»

РЦ обладает обширным опытом в разработке и проведении семинаров по составлению учебных планов/расписаний и повышение квалификации для преподавателей. Планируется сотрудничать с РЦ для организации и проведения вышеуказанных семинаров.

  • Семинары выпускниками-экспертами – среди выпускников много тех, у кого уже имеется опыт преподавания в казахстанских вузах. Планируется организация ориентационных встреч с этими выпускниками, на которых они смогут поделиться своими впечатлениями от опыта преподавания, а также дать советы, наставления, какие-либо предостережения, которые помогут будущим преподавателям лучше справиться с новой профессией.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТАДИЯ

4.1 Создание базы данных резюме потенциальных кандидатов, а также заполненных форм со следующей информацией:

    • Предпочитаемый учебный курс для преподавания;

    • Срок преподавания: академический год, семестр, учебный курс, разовая лекция, др.;

    • Форма преподавания: целая ставка, полставки, почасовая форма (вечерами или по субботам), лекции в качестве приглашенного лектора, включая лекции в областных вузах;

    • Предпочитаемый университет для работы.


4.2 Консолидация и распространение знаний о преподавательских вакансиях, позициях в университете-партнере:

      • Собранные резюме и учебные планы будут направлены соответствующим университетам-партнерам;

      • В случае наличия спроса университетов и согласия выбранного выпускника, трудовые отношения (подписание договора и начало преподавания) в дальнейшем будут строиться в двустороннем порядке.




  1. ОЦЕНКА И МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА

      • В конце оговоренного периода (1 семестр, 1 лекция и т.д.) будет проводиться опрос студентов и представителей преподавательской состава вуза о качестве преподавания выпускником.

      • Результаты итоговой аттестации знаний студентов будут служить дополнительным показателем качестве преподавания выпускником.

      • Завершенная оценка покажет, потребуются ли принять какие-либо меры по улучшению Проекта, и какие изменения могут потребоваться для его дальнейшей эффективности.




  1. ОХВАТ ОБЛАСТНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Как только Проект оправдает свою эффективность и ожидаемую полезность, в дальнейшем предполагается его внедрение в областных университетах.
Если у Вас есть интерес в данном проекте, пожалуйста, направляйте свои вопросы, комментарии и предложения на следующие электронные адреса:

kazhigulova@gmail.com, back.kz@gmail.com

С уважением,



Ажигулова Халида

Магистр права Оксфордского университета Великобритании

Выпускница международной стипендии «Болашак»

Член Клуба британских выпускников Казахстана


www.backnet.kz
скачать файл



Смотрите также: