misle.ru страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать файл


Гпрямоугольник 2осударственное учреждение образования

«Средняя школа №1 г. Калинковичи»

Информационно-коммуникативные технологии в повышении мотивации учащихся на уроках английского языка

учитель английского языка

Хамутовская Лилия Михайловна

Калинковичи, 2012



прямоугольник 3

Хамутовская Лилия Михайловна



Образование Высшее


Учебное заведение Мозырский государственный

педагогический институт

им.Крупской, 1999

Специальность « Русский язык и литература.

английский язык »

Стаж работы 14 лет

В должности учителя 14 лет

английского языка


Место работы ГУО «Средняя школа №1

г. Калинковичи»

Присвоена первая

квалификационная категория 11.04.2006г.

Курсы повышения ГУО АПО, г. Минск; базовые курсы квалификации учителей английского языка,2006г.

Награды Благодарность Отдела

образования Калинковичского

райисполкома, 2007г.

Почётная грамота Отдела

образования Калинковичского

райисполкома, 2011г.

Содержание


1. Введение. …………………………………………………........3-4

2. Глава 1. Теоретическая часть

2.1 Понятие о мотивах…………………………………………....5-8

2.2 Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе….8-12

3. Глава 2. Практическая часть

3.1 Формирование речевых умений средствами ИКТ…………13-15

3.2 Использование средств информационно-коммуникационных технологий на уроках разных типов………………………………15-23

4. Заключение …………………………………………………….24-25

5. Литература …………………………………………………….26

6. Приложения

Введение

Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела.

Известно: целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры на уроке и внеурочной деятельности одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.

Формирование мотивов, прежде всего, - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, включение учащихся в поисковую, творческую деятельность.

Стремление педагогов удовлетворить все возрастающие потребности общества в образовании путём использования новых информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, помогла удовлетворить интересы современного школьника. 

Однако, современные УМК для преподавания английского языка представлены в основном дидактическими аудиоматериалами, а ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивы. Учителя английского языка должны овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса, но пока не разработаны комплексные научно-методические рекомендации.

Таким образом, существует необходимость исследовательского поиска новых подходов к организации работы обучающихся на уроках, где информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью организации образовательного процесса.

Вышеизложенное обстоятельство обусловило выбор темы работы: «Информационно-коммуникативные технологии в повышении мотивации учащихся на уроках английского языка».

Возможность использования компьютера как средства обучения была предметом исследования многих педагогов, психологов, специалистов по вычислительной технике (Андреасян И.М.,Аниськович Н.Р, Голубева В.С, Денисова Ж.А., и др.) Развитие компьютерных технологий обучения создает предпосылки для повышения эффективности обучения и качественного его изменения.

В результате многочисленных исследований вопросов применения компьютеров в учебном процессе с точки зрения психологии обучения (Бабинская П.К, Баранова Н.П., Бим И. Л, Голубева В.С., , Зайцева М.В. , Зимняя И.А, Ляховицкий М.В., Маркова А.К., Саланович Н.А., Якобсон П.М. и др.) многие авторы приходят к выводу о необходимости сочетания компьютерного обучения с развивающими методами обучения, которые повышают познавательную активность и способствуют развитию мотивации учащихся.

Поэтому я поставила перед собой цель: рассмотреть образовательные возможности современных информационных технологий; определить и обосновать эффективность использования информационно-коммуникативных технологий в повышении мотивации учащихся к изучению английского языка.



Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

-изучить и проанализировать методическую и психологическую литературу по выбранной теме;



-рассмотреть способы и формы применения ИКТ на уроках английского языка общеобразовательной школы,

-организовать исследовательскую деятельность учащихся;

-включить учащихся в олимпиадное движение, конкурсы,

-обобщить педагогический опыт по применению ИКТ на уроках английского языка.

2. ГЛАВА 1. Теоретическая часть

2.1.Понятие о мотивах
В современных условиях постоянно возрастает роль знания иностранного языка. Овладение любым иностранным языком требует напряженного и кропотливого труда. Ясно, что такая интеллектуальная деятельность должна быть высоко мотивирована. В связи с этим, вопросы мотивации становятся все более актуальными, их изучают педагоги, психологи, методисты.

Современные психологи и педагоги едины во мнении, что качество выполнения какой-либо деятельности на иностранном языке зависит, прежде всего, от побуждений и потребностей ученика, его мотивации.

Именно мотивация является средством, вызывающим целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов на уроке иностранного языка, их упорядочение. Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознание учениками их дальнейшего саморазвития.

Стимулировать развитие мотивации возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к иностранному языку к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному, осознанному, ответственному.

Мотивация определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда и как путь к личному благополучию. Здесь возможен довольно широкий диапазон морального плана: от гражданских мотивов до узко политических. Например: «Хочу быть переводчиком международником, это престижно»; « Хочу быть учителем иностранного языка, чувствую, что это мое призвание, смогу принести пользу»; « Хочу стать машинисткой - стенографисткой со знанием иностранного языка, это хорошо оплачиваемая работа, смогу поехать за рубеж».[13,c.52].

Пропускание через себя играет главную роль в отношении к происходящему, к предмету учения. Для этого учитель должен хорошо представлять себе, чем живут его учащиеся, каковы их хобби, вкусы, ценностные ориентации. Личностная ориентация предполагает интерес не только непосредственно к самому ученику и его «я», но и к более широкой среде, причастность к которой он ощущает.[12,с.22].

В учебном процессе по английскому языку также важно сохранить непосредственно интерес к языку как к таковому. Такая мотивация называется лингвопознавательной. Она заключается в положительном отношении учащихся к самому языковому материалу. Чтобы сохранить интерес учащихся к языковому «строительному» материалу, нужно во-первых, свести к минимуму временной разрыв в работе над языковым материалом таким образом, чтобы учащиеся видели речевую перспективу его применения. Во-вторых, языковой материал, помогающий усвоению на уроке, нужно ориентировать на одну тематическую область. Большую роль в этом отношении играет развитие языковой догадки. С этой целью следует придать работе над языком характер поисковой, по-школьному исследовательской деятельности, в результате которой у учащихся  разовьется филологическая зоркость, умение видеть за бесстрастным языковым знаком значение и смысл. Важно также побудить учащихся к накоплению языкового материала. Для этого рекомендуется применять различные языковые игры, органично включая их в урок. Атмосфера азарта, соревнования, радость победы активизирует восприятие и запоминание.

Для усиления влияния мотивации следует использовать различные источники информации, показывающие значение владение иностранным языком. Очень важно искать с учениками «следы» иностранного языка в своем городе. Ребята получают задание собрать информацию по следующим вопросам: какие иностранные слова мы употребляем, слышим, встречаем в книгах? Какие иностранные передачи, фильмы, мультфильмы показывают по телевизору? Какие товары, продукты из страны изучаемого языка можно купить в магазинах нашего города? Какие книги английских авторов есть в школьной и домашней библиотеке? Где в нашем городе можно применить знание иностранного языка и т.д. Для сбора информации учащиеся должны проявить активность, умение взаимодействовать с другими людьми. Собранную информацию обсуждать совместно на уроке.[8,с.12].

В наше время учителя все больше отходят от традиционных форм уроков. Конечно, это требует больших затрат сил, времени учителя, поиск нужного материала. Но чтобы урок прошел интересно и с пользой для учащихся, цель оправдывает средства. Ученики сами предлагают свою помощь при подготовке урока, отводя учителю роль организатора.

Подводя итог, можно сказать, что роль мотивации при обучении иностранному языку очень высока. Учитель должен разрабатывать свои методы, психологически продуманные приемы, знакомиться с опытом передовых учителей для активизации и поднятия мотивации учебно-познавательной деятельности.

Поскольку мотивация - явление многогранное, то содержание обучения должно включать в себя целый комплекс средств для ее поддержания. В системе обучения иностранному языку  как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у изучающего иностранный язык  коммуникативную мотивацию.

В общей структуре мотивации доминирующим является основной мотив, определяющий учебную деятельность и формирование отношения к ней. Это познавательный мотив, так как в его основе заложено постоянное стремление к познанию; а также имеет место связь с содержательной и организационной стороной самой учебной деятельности. В процессе учебной деятельности начинают действовать и возникающие частные мотивы, руководящие постановкой, принятием и решением отдельных задач для достижения конкретных целей обучения иноязычному речевому общению.

Познавательные мотивы в овладении иностранным языком дифференцируются следующим образом: интерес к иностранному языку как таковому способствует формированию мотивов к анализу языковых явлений, всевозможным по форме и содержанию занятиям с иностранным языком, к развитию лингвистического мышления; возможность использования иностранного языка как средства обмена информацией, получения знаний с его помощью, изучение культуры, истории, развития и действительности страны изучаемого языка, расширение кругозора формирует мотив отношения к иностранному языку как необходимому средству познавательной деятельности.

Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения. «Внутреннее условие» (А. Н. Леонтьев), психические и физические переживания (потребности), осознанная внутренняя или внешняя потребность (мотивы) придают смысл, тем самым стимулируют речемыслительную деятельность, мышление, и приводят к желанию больше узнать и научиться мыслить на языке. Благодаря ситуации удовлетворяются потребности личности, и создаются положительные установки на изучение иностранного языка.[9,с.134].

Таким образом, «мотивы, интересы, ситуации, установки взаимообусловлены, составляют гармоничное единство личности, являются внутренним энергизатором. Поскольку обучение иноязычному общению происходит посредством общения, которое является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном обучении учет личностных свойств учащихся имеет первостепенную значимость».  Без учета вышеперечисленных факторов речевые действия учащихся отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, питающий речевую деятельность. Именно «учет личностных свойств приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие обучающегося в учебном или реальном общении». Из всего многообразия свойств личностная индивидуализация, обеспечивающая вызов коммуникативной мотивации, традиционно предлагает учет шести методически наиболее значимых свойств обучаемого как личности: контекста деятельности; личного опыта; сферы желаний, интересов, склонностей; эмоционально-чувственной сферы; мировоззрения; статус студента в группе. Всё это побуждает учащихся к обучению. «Успешность овладения иностранным языком в его когнитивной функции способствует формированию языкового чутья; удовлетворение собственно познавательных мотивов при изучении иностранного языка формирует устойчивую мотивацию постоянной работы с ним; использование иностранного языка для получения определенной информации (чтение журналов, газет, толковых словарей, и тому подобное) делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого, вместе с тем сам ИЯ усиливает общую познавательную деятельность обучаемых, следовательно, повышается и мотивация изучения языка».

Ученые, исследующие мотивацию усвоения иностранного языка, выделяют целый ряд видов мотивации с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся.

1. Целевая мотивация. Данная мотивация основана на ясном осознании как конечной цели изучения иностранного языка, так и цели выполнения каждого задания.

2. Мотивация успеха. Учащиеся хотят получить что-то реально осязаемое за тот труд, который они затратили, почувствовать, что идут к цели, получают что-то такое, что могут использовать немедленно. (использование знаний языка во внеклассной работе, участие в олимпиаде).

3. Страноведческая мотивация. Факт перемещения обыденных действий и событий в страну изучаемого языка усиливает интерес учащихся.

4. Эстетическая мотивация. Изучение ИЯ для учащихся должно превратиться в удовольствие.

5. Инструментальная мотивация. Исходя из особенностей работы мозга, темперамента, видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работы. Каждому ученику дать возможность выразить себя в любимом и наиболее удающемся виде работ.[10,с.120].

Таким образом, согласованность содержания обучения и способов его подачи с познавательными потребностями и интересами учащихся противодействует образованию отрицательной установки. Оптимально отобранный материал укрепляет все составляющие мотивации: потребности, интересы, эмоции, сами мотивы. Формирование устойчивого уровня мотивации учения обязывает преподавателя подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, носящие творческий характер, стимулировали бы мыслительную активность учащихся.

Как известно, целью обучения английскому языку на современном этапе является не просто получение знаний и умений, а определенных качеств личности, когда учащиеся сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него, когда они самостоятельно могу добывать знания из дополнительных источников, Интернета.

скачать файл

следующая страница >>
Смотрите также: