misle.ru страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать файл
Лекция 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ПРАКТИКА

План: Предмет и задачи общей психологии

Этапы развития психологии

Основные направления зарубежной психологии

Вклад отечественных психологов в развитие психологиче­ской науки Отрасли психологии

Предмет и задачи общей психологии

В процессе непрерывного развития науки то одна, то другая отрасль выступает в качестве фаворита. Так было с механикой, биологией, кибер­нетикой и социологией. В последнее десятилетие фаворитом стала психо­логия.

Психология обладает рядом особенностей по сравнению с другими научными дисциплинами (рис. 1, 2). Как системой знаний ею владеют не­многие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, мышления, речи, воли, интересов, потребностей, эмоций.

Понятие «психология» возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.

Термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche -душа, психика и logos - знание, осмысление, изучение.

В дословном значении психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной жи­вой материи, субъективное отражение объективного мира, необ­ходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Во втором, наиболее распространенном значении слово «психоло­гия» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Психология проявляется как сово­купность типичных для человека (или групп людей) способов по­ведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера

Своим названием и первым определением психология обязана грече­ской мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую моло­дую девушку Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что боги решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса -верховное божество греков - превратить Психею в богиню, сделав ее бес­смертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея - смертная, об­ретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Особенности психологии как науки


  1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.

  2. В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание он исследует с помо­щью сознания же.

  3. Практические следствия психологии уникальны: они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качест­венно иные, поскольку познать нечто - это значит овладеть и нау­читься управлять им, а управление своими психическими состоя­ниями, процессами, функциями и способностями - задача самая грандиозная.

  4. Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающей роли людей, их психики и сознания.

  5. Единой психологии не существует, а есть различные направле­ния, течения, научные школы.

  6. Уникальность психологии заключается в том, что она одновре­менно является и естественной, и гуманитарной наукой.

  7. Психологический факт зависит от его интерпретации исследо­вателем.

Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Задачи психологии:

  • Качественное изучение психической реальности;

  • Анализ формирования и развития психических явлений;

  • Изучение физиологических механизмов психических явлений;

  • Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

Этапы развития психологии

С позиций методологии науки история психология может быть опи­сана как последовательность этапов становления представлений о ее пред­мете, методе и принципах в рамках научных парадигм (табл. 1).



1-й этап. В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основан­ное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» (от лат. anima - душа, дух). Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. В даль­нейшем анималистическое представление о душе уступило место гилозо­изму (от греч. hyle - вещество, материя и zoe - жизнь). У ионийских на­турфилософов - Фалеса, Анаксимена и Гераклита - душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего перво­начало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).

Таблица 1

Этапы развития психологии как науки




Этап

Определение предмета психологии

Характеристика этапа

1

Психология как наука о душе

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием ду­ши пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека


2

Психология как наука о сознании


Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой


3

Психология как наука о поведении


Начинается в XX в. Задача психологии - наблюдение за тем, что можно непосредст­венно увидеть (поведение, поступки, реак­ции человека). Мотивы, вызывающие по­ступки, не учитывались


4

Психология как наука,
изучающая факты, закономерности и механизмы психики


Сформировалась на базе материалистиче­ского взгляда на мир. Основой современ­ной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита и идеалистическая Платона. Согласно Де­мокриту, душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причи­нами. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от послед­ней идеальна. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, веч­ное. Тело - начало зримое, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Платон является родоначальником дуа­лизма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психи­ку как два самостоятельных и антагонистических начала.

Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана Аристотелем, которого по праву считают основателем психологии. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым постулировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Ари­стотелю, - реализация биологического существования организма. Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древневосточные врачи.

В эпоху Средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая.

Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Создается общество естествоиспытателей, активизируется интерес к пси­хологии творчества, возрастает интерес к человеческой личности. Приори­тетное значение в науке получает экспериментирование.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души психология сознания основным источни­ком знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции.

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых. Р. Декарт заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Д. Локк ис­поведовал опытное происхождение всей структуры человеческого созна­ния. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Данное поло­жение Д. Локка стало отправным для развития интроспективной психоло­гии. Г. Лейбниц ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и разви­тие которой связано с именами Т. Гоббса и Д. Гартли.

3-й этап. Важную роль в выделении психологии как самостоятель­ной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в фи­зиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведе­ние экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил про­грамму построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенче­ские реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.



4-й этап. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную об­ласть знания, обслуживающую интересы практической деятельности чело­века.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Пси­хологическая реальность человека предстает в них под определенным уг­лом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на пер­вый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изу­чаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

Особенности развития психологии как науки отражены на рис. .


Рис. . Особенности развития психологии как науки


Основные направления зарубежной психологии

В зарубежной психологии выделяют несколько основных направле­ний:

- психоанализ (фрейдизм, неофрейдизм);

- бихевиоризм (необихевиоризм);

- гештальтпсихология;

- гуманистическая психология;

- трансперсональная психология.

Психоанализ — одно из наиболее известных направлений зарубеж­ной психологии, возникшее в начале XX в. Оно основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколь­ко бессознательным.

Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей. Пси­хоанализ - первая теория, пытавшаяся объяснить динамику развития лич­ности. Основополагающая роль в процессе формирования, развития чело­века отводится сексуальным влечениям и инстинктам. Основными мето­дами психоанализа являются метод анализа свободных ассоциаций, толко­вание сновидений, анализ и толкование различных ошибочных и непред­намеренных симптоматических действий человека.

Психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики и последователи 3. Фрейда А. Адлер, К. Юнг развивали собст­венные учения о бессознательном и психической жизни.

Фрейдизм - философско-психологическое учение 3. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности антагони­стическими сознанию психическими факторами и использующее основан­ную на этих представлениях технику психотерапии.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:



  • мотивации бессознательного;

  • соотношения нормальных и патологических явлений психики;

  • защитных механизмов психики;

  • роли социального фактора;

  • влияния детских травм на поведение взрослого;

  • сложного строения личности;

  • противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.

В трактовке этих проблем фрейдизм отстаивал положения о подчи­ненности внутреннего мира и поведения асоциальным влечениям, о всеси­лии либидо, о противопоставлении сознания и бессознательного.

Неофрейдизм - направление в современной философии, социологии, психологии, развившееся на основе фрейдизма. Его сторонники пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм, Э. Эриксон).

Лидеры неофрейдизма подвергли критике некоторые фундаменталь­ные подходы и утверждения 3. Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества.



Бихевиоризм - направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования, сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокуп­ность реакций организма на стимулы внешней среды.

Основоположником бихевиоризма является Д. Уотсон, который от­крыто провозгласил, что психологию можно считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Для достиже­ния этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением.

Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздра­жение) и «связь» (ассоциации) между стимулом и реакцией. Простота схе­мы S → R давала возможность легко использовать количественное описа­ние психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования. Отношение S -> R было объявле­но единицей поведения.

Перед психологией ставились следующие задачи:



  • выявить и описать типы реакций;

  • исследовать процесс их образования;

  • изучить законы их комбинаций.

Но исходя из схемы S → R оказалось невозможным понять, как по­являются новые действия, поэтому довольно скоро обнаружилась ее чрез­вычайная ограниченность для объяснения поведения.

Заслуга бихевиористов была в том, что они ввели в психологию объ­ективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне на­блюдаемых фактов, процессов, событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов.

Основной недостаток бихевиоризма состоит в недостаточном учете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики жи­вотных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм нау­чения, творчества, самоопределения личности и пр.

Необихевиоризм - направление в американской психологии, возник­шее в 30-е гг. XX в. Главными его представителями явились Э. Толмен и К. Холл. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии - объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных про­межуточных, под которыми понимались внутренние процессы. К ним от­носятся такие образования, как цели, намерения, гипотезы и т.д. Хотя эти переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых, следовало судить только по свойствам поведения. Схема приобрела вид S→V→R.

Появление необихевиоризма свидетельствовало о кризисе классиче­ского бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообраз­ность поведения. Необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной доктрины, сохранив ее основную установку на биологизацию человеческой психики.



Гештальтпсихология - направление, возникшее в Германии в пер­вой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зре­ния целостных структур - гештальтов. Это направление связано в первую очередь с именами немецких ученых М. Вертхаймера, К. Коффки и В. Келлера. Гештальтпсихология выступала против выдвинутого психоло­гией структурного принципа расчленения сознания на элементы и по­строения из них сложных психических феноменов. В противовес ассоцианистским представлениям была выдвинута идея целостности образа и не­сводимости его свойств к сумме свойств элементов. В связи с этим следует подчеркнуть роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода. По мнению теоретиков гештальтпсихологии, мир состоит из организован­ных форм и восприятие мира тоже организованное целое, а не просто сум­ма его частей.

Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Идея о том, что внутренняя, сис­темная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применена к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного).



Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений со­временной западной (преимущественно американской) психологии, при­знающее главным предметом личность как уникальную целостную систе­му, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую воз­можность самоактуализации. Гуманистическая психология основана на ве­ре в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему право самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Это направление, прежде всего, связано с именами Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Рождерса. Основные положения гуманистической психологии:

  • человек должен изучаться в его целостности;

  • каждый человек уникален;

  • человек открыт миру;

  • жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и
    бытия человека;

  • человек наделен потенциями непрерывного развития и самореали­зации;

  • человек обладает определенной степенью свободы от внешней де­терминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствует­ся в выборах;

  • человек — активное, творческое существо.

Гуманистический подход дальше других отходит от научной психо­логии, отводя главную роль личному опыту человека.

Трансперсональная психология — новое направление в западной психологии, появившееся в 60-е гг. XX в. Представители данного направ­ления ищут новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. В первую очередь это отно­сится к предельным возможностям психики: мистическим переживаниям, мистическому сознанию, т.е. формам особого духовного опыта, требую­щим взгляда на психику человека не с традиционных научных позиций.

В центре трансперсональной психологии находятся так называемые измененные состояния сознания, переживание которых сможет привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обрете­нию целостности. Согласно мнению сторонников данного направления, рождение, смерть, возрождение связаны со страданием и его преодолени­ем, ведут к высвобождению души и вступлению ее в новые, более целост­ные отношения с миром.


скачать файл

следующая страница >>
Смотрите также: