misle.ru страница 1
скачать файл
МБОУ «Родомановская средняя школа»

Слово как милость

Урок, посвящённый Дню Славянской письменности и культуры,

во 2 классе

Учитель: Булыгина

Наталья Евгеньевна

2013


Начинаем наш урок, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.

Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.

Братья - Константин (после принятия монашеского сана Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец - болгарин. Всё население Солуни говорило на двух языках, только латинский язык не был известен солунцам.

Ещё в детстве Константин обручился с богиней мудрости Софией, которую в семилетнем возрасте увидел в пророческом сне - теперь для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

В дальнейшем Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом.

Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. Знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.



Ученик:

Во тьме немытою томилась

Вселенная тысячи лет.

И слово явилось как милость

Душе, обретающей свет…

И русскому сердцу любезна

Бурлит, не смолкая на миг,

Его животворная бездна,

Его живоносный родник!
По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату - Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и ложились спать поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

 В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

Стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица»           

 Так вот они – наши истоки,

            Плывут, в полумраке светясь,

            Торжественно – строгие строки,

            Литая славянская вязь.

            Так вот где, так вот где впервые

            Обрёл у подножия гор

            Под огненным знаком Софии

            Алмазную твёрдость глагол.

            Великое таинство звука,

            Презревшее тленье и смерть,

            На синих днепровских излуках

            Качнуло недвижную твердь.

            И Русь над водой многопенной,

            Открытая вольным ветрам,

           «Я есмь!» - заявила Вселенной,

           «Я есмь!» - заявила векам.

В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.

Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил школой учеников.

Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.

Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.

Отрывок из стихотворения болгарской поэтессы Лилианы Стефановой «Смерть Кирилла»

В колокола трезвонил Рим,

Поплыли бронзовые звуки.

Детей славянских перед ним,

Читавших медленно: аз, буки,

Видение вставало зримо,

И чудо тонких строчек плыло…
И мудрый сеятель изрек:

«Взошли на ниве семена

И стала полем целина,

Рукой засеянная щедрой»

После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку,  но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.

Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,

М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:

Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом  - стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

(Ведущий показывает на стенде названные буквы)

Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Это буквы “Й” и “Ё”.

(Показывает на стенде)

В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.



(Подходит к стенду, показывает устаревшие буквы алфавита)

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием,  содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч» изображается двумя буквами «ch», “Ш” - двумя «sh».

В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков [jа]-я, [jу]-ю.

 Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят словами праздничного песнопения:

" Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!




1 –чтец
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

2 чтец
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!

3 чтец

Все народы, что пишут кириллицей,


Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Ученик:

Соловьи в лесах отголосили,

Дни мелькнут, да и в отлет пора.

Улетайте!

В мире есть Россия –

У нее слова из серебра!

Вон она идет в венке лиловом,

Неподкупна, пламенна, чиста

И перед каким-то вечным словом

Тихо раскрываются уста.

Александр Прокофьев.
В церковнославянском языке много слов, которые вошли и в современный русский язык. Мы используем их тогда, когда хотим придать речи особую красоту и торжественность. Послушайте стихотворение Ярослава Смелякова и назовите церковнославянские слова, которые встречаются в нем.

Старинный наш, высокий наш язык.

Нет, не ресницы славлю я, но вежды.

Не взгляд, но взор сестры моей

Надежды.

И светлыми словами неустанно

Уста и очи славлю у Светланы.

Я славлю лебединые походки,

Былинный очерк ваших губ и глаз.

Я славлю вас, архангелогородки,

И Русский Север, вырастивший вас.

А сейчас выполним несколько заданий:
1. Составьте из букв, которые вам даны, одно очень дорогое каждому русскому человеку слово – так, как оно писалось по-церковнославянски.

(Одна команда составляет слово МИРЪ (покой, тишина); другая – ОТЕЦЪ).
Мы слышим во время богослужения как священник говорит: «Мир всем». Что это значит?
Когда мы обращаемся к отцу на церковнославянском языке, то говорим «отче». К кому мы обращаемся в молитве «Отче наш»? Что это значит? (Господь – Отец наш Небесный.)
Вспомним еще одно очень хорошее слово. Какое это слово, вы скажете сами, послушав стихотворение.
Ученик:

Говор прадедов,

Русский говор –

прорастают слова

сквозь горло.

Как же вольно мне говорится:

мама,

хлебушек,



и водица.

Николай Рубцов.
Ученик:

Положил в котомку сыр, печенье,

Положил для роскоши миндаль.

Хлеб не взял:

- Ведь это же мученье

Волочиться с ним в такую даль!

Все же бабка сунула краюху!

Все на свете зная наперед,

Так сказала:

- Слушайся старуху!

Хлеб, родимый, сам себе несет…

Татьяна Миронова
А теперь выполним еще несколько заданий (играем двумя командами):



1. Одной группе даются карточки с изображениями буквы, другой – с их церковнославянскими названиями (имясловами). Задание – «найти пару».
2. Раздать буквы всем учащимся. Задание выстроится в алфавитном порядке («Живой алфавит»).
3. Найти пару: на карточках у одной группы – церковнославянские слова, у другой – их русский перевод.





Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?  (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники?  (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском            языке.  ( «Повесть временных лет»,  «Русская правда» - свод законов,    «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси?    (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)



18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в




А а

аз







Б б

буки







В в

веди







Г г

глаго́ль







Д д

добро̀







Е е

есть







Ж ж

живете







Ѕ ѕ

зело







З з

земля







И и

иже







І ї

и







К к

ка́ко







Л л

лю́ди







М м

мы́слете







Н н

на́ш







Ѻ ѻ о

ѻн







Ѡ ѡ

оме́га







Ѿ ѿ

ѿ







П п

поко́й







Р р

рцы̀







С с

сло́во







Т т

тве́рдо







Ѹ ѹ

ѹк







Ф ф

фе́рт







Х х

хе́р







Ц ц

цы̀







Ч ч

че́рвь







Ш ш

ша̀







Щ щ

ща̀







Ъ ъ

ер







Ы ы

еры̀







Ь ь

ерь







Ѣ ѣ

ять







Ю ю

ю







Ѧ ѧ

юс







Ѯ ѯ

ѯѝ







Ѱ ѱ

псѝ







Ѳ ѳ

фита̀







Ѷ ѷ

ижица








скачать файл



Смотрите также: