misle.ru страница 1
скачать файл
ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛОГИКИ ОТ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
Крылов А.К., к. психол. н., научный сотрудник

Институт Психологии РА,

e-mail: neuru@mail.ru
1. ЛОГИЧНО ЛИ МЫШЛЕНИЕ? ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Вопрос о соотношении человеческого мышления и законов логики решался поначалу философами. Аристотель утверждал, что человек является существом рациональным. В конце 19-го века британские эмпирицисты и немецкие логицисты утверждали, что законы логики являются приемлемым обобщением человеческого мышления. В частности, Кант считал логику врожденным свойством человеческого мышления. На рубеже 19-го и 20-го веков Гуссерль и Фреге выступили против такого «психологизма» в защиту объективности логики.

В середине 20-го века Пиаже, рассматривая этапы развития мышления ребенка, утверждал, что при взрослении у человека развивается (сама собой) способность к контекстно-свободным дедуктивным рассуждениям на уровне элементарной логики 1-го порядка [9].

Далее последовал этап экспериментальных исследований логики человеческих рассуждений, которые осуществляются и в настоящее время. В таких психологических экспериментах с использованием различных логических задач были найдены многие отличия человеческой логики «здравого смысла» от математической.

Было обнаружено, что человек в своих рассуждениях использует «эвристики» для совершения логического вывода в ситуациях с неопределенностью, при неполной информации, и в сложных ситуациях [20, 21]. Также было обнаружено наличие трендов (bias), предпочтений при принятии решений, обнаруживающих себя при повторении опыта.

С учетом обнаруженных отклонений человеческого мышления от рационального (математической логики), в 1957 г. Г.Саймон ввел для описания человеческой логики понятие «ограниченная рациональность» (Bounded Rationality) [20].

В 1970-х годах Канеман и Тверски (Kahneman и Tversky) начали разрабатывать программу исследования «эвристик и предпочтений» (Heuristics and Biases). Они сделали вывод о том, что человек плохо владеет основами статистики и не следует считать его «рациональным» в строгом смысле слова [11, 12, 22].

В 1981г. Коэн (Cohen), задавшись вопросом что считать иррациональным, пришел к выводу, что люди все же рациональны, и даже интуиция рациональна [4]. Однако продолжали накапливаться экспериментальные данные, свидетельствующие об особенностях человеческой логики. Так в 1989г. Эванс (Evans) показал, что люди плохо владеют правилом вывода Modus Tollens [5]. Далее, было продемонстрировано, что человек использует индуктивный и дедуктивный вывод, по крайней мере, в некотором первоначальном виде [15].

Также, было замечено, что даже небольшое обучение человека основам математической статистики способствует принципиально лучшему выполнению логических задач [16]. Брингсьорд (Bringsjord) считает [3], что тезис Пиаже о том, что человек овладевает уровнем формально-логических операций, подтверждается, если людей учить логике так же как учат чтению и арифметике.

В 1990-х годах была сформирована программа исследований «адаптивный набор инструментов» (Adaptive Toolbox) как развитие программы «эвристик и предпочтений» [8]. От предшественницы она отличается следующим: систематические ошибки и тренды в человеческой логике рассматриваются теперь не как недостатки, а как особенности; за основу теперь взята концепция «ограниченной рациональности» Г.Саймона. Теперь эти ограничения понимаются не как следствие ограничений человеческого мозга, а как следствие большей практической успешности быстрых и экономных эвристик по сравнению с полностью рациональными и прочими стилями мышления.

Таким образом, в настоящее время психологами активно исследуются преимущества «нелогичности» человеческого мышления над строго логичным стилем рассуждений.

2. КАКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА АДЕКВАТНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ?

Уонг (Wang), критикуя как строго аксиоматические системы, так и полуаксиоматические системы, предлагает для моделирования человеческой логики использовать неаксиоматическую систему рассуждений [23].

В жестких аксиоматических системах рассуждений предполагается, что знаний и ресурсов – достаточно; все необходимое встроено в готовую систему аксиом; запросы не имеют временных границ. Если же запрос требует информации, выходящей за пределы системы аксиом, то это рассматривается не как ошибка системы, а как ошибка запросившего, т.е. ничего не предпринимается чтобы расширить возможности системы и адаптировать ее к среде.

В системах с немонотонной логикой, относящихся к полуаксиоматическим системам, строится гипотетический вывод («Твити может летать») из базовых положений («Птицы умеют летать») и фактов («Твити – птица»), и этот вывод пересматривается когда появляются новые факты («Твити – пингвин»). Однако, в таких системах базовые положения и факты обычно неизменны, и не учитываются временные ограничения на принятие решений [19].

Нечеткая логика (полуаксиоматическая) рассматривает принадлежность объекта к категории с некоторой величиной принадлежности, однако не объясняет, откуда берется эта величина [23].

Многие обучающиеся системы способны к улучшению своего поведения, однако работают лишь в бинарной логике, в которой все делится на черное и белое, и настойчиво ищут оптимальное решение задач [14]. Хотя некоторые системы с эвристическим поиском способны искать субоптимальные решения при наличии ограничений по времени, они обычно не способны обучаться и учитывать вариации в ограничениях по времени [21].

Замечено, что «анализ изменения оценок вероятности утверждений в процессе логического вывода показывает, что они всегда уменьшаются, причем, как правило, существенно (за исключением случая, когда условная вероятность или вероятность равны 1), поэтому аксиоматический подход адекватен оперированию лишь с достоверным знанием» [1]. Вместо аксиоматического метода и правил вывода, предлагается семантический вероятностный вывод, оценки предсказания в котором, напротив, строго возрастают [1].

3. ОБНАРУЖЕННЫЕ «НЕЛОГИЧНОСТИ» В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ

1) Задача Уотсона (Wason)

Один из самых известных эффектов, обнаруженный П.Уосоном (Peter Watson) в 1966 г., рассматривается некоторыми исследователями как опровержение представлений Ж.Пиаже, т.е. доказательством того, что среднестатистический человек не владеет элементарной логикой и заключается в следующем. Испытуемому предъявляются четыре карты и сообщается логическое правило, определенное для этих карт, истинность которого он должен проверить, переворачивая минимально необходимые карты. Например, предъявляются карты «А», «К», «4», «7» и сообщается правило «если на одной стороне карты изображена гласная буква, то на другой стороне нечетное число». С точки зрения математической логики, для проверки этого правила необходимо перевернуть карты «А» и «7». Здесь речь идет о проверке истинности правила «p->q», где p – предикат гласной буквы, q – предикат четной цифры, поэтому математически правильным ответом будет выбор карт p и не-q. Однако, эксперименты показали, что выборы делаемые испытуемыми распределяются следующим образом: 46% людей выбирают p и q (проверяют карты «А» и «4»), 33% выбирают p, и только 4% выбирают математически верный выбор: p и не-q [24].

Однако обнаружено, что если логически аналогичная задача дается испытуемым в более привычных к жизни терминах (карты: «Манчестер», «Шеффилд», «машина», «поезд»; правило: «в Манчестер я езжу на поезде»), то 80% испытуемых дают логически верный ответ [25].
2) Проблема «THOG»

Предположим существуют четыре типа объектов: счастливый додекаэдр, несчастливый додекаэдр, счастливый куб и несчастливый куб. Экспериментатор загадал один из атрибутов (счастливый либо несчастливый) и одну из форм.(додекаэдр либо куб). Испытуемому сообщают правило: объект является GOKE если и только если, он имеет ту же форму что я загадал или тот же атрибут, но не оба сразу. Далее сообщают, что несчастливый додекаэдр является GOKE и просят назвать другой GOKE если такой существует. Только 10% образованных испытуемых смогли дать правильный ответ: счастливый куб [26].



3) исключающее или

Предлагается следующее правило: «если на руках есть король, то есть и туз, или иначе, если на руках нет короля, то есть туз», и спрашивается «Какой можно сделать вывод?». Большинство испытуемых делают вывод, что «на руках есть туз», что неверно [10].



4) неверный силлогизм

Испытуемому предъявляются утверждения: «Все французы в этой комнате предпочитают пить вино», «Некоторые из пьющих вино в этой комнате являются гурманами», и спрашивается «Что следует из этих двух утверждений?». Многие делают вывод, что «некоторые французы в комнате являются гурманами», что неверно [17].



5) задача про «родильное отделение»

Задача предлагается следующая: «В городе есть 2 госпиталя. В большем ежедневно рождается 60 детей, в меньшем – 15», и вопрос: «в каком из госпиталей в течение года будет больше дней, в которые 60% и более процентов рождающихся будут мальчиками?». Треть испытуемых назвала меньший, треть – больший, и треть – оба. Хотя по закону больших чисел правильный ответ – больший [11].



6) неверное представление о понятии «случай»

Испытуемых спрашивали, какое распределение выпадений монет более вероятно: «О-Р-О-Р-Р-О» или «О-О-О-Р-Р-Р» (О- орел, Р – решка). Хотя обе цепочки событий статистически эквивалентны, испытуемые ошибочно полагают что первая, выглядящая более случайной по структуре, будет выпадать чаще [11]. Аналогично, известна «ошибка игрока в рулетку»: после того, как несколько раз подряд выпало «красное», игрок полагает, что вероятность выпадения «черного» повышается.



7) игнорирование априорной вероятности (Prior Probability)

Задача: «в городе 85% машин – синие, 15% – зеленые; свидетель аварии заявил на суде, что видел зеленую машину, но известно, что в темноте этот свидетель мог отличить синюю от зеленой лишь в 80% случаев. Какова вероятность того, что в аварию попала зеленая машина?». Оказалось, что эту задачу испытуемые решают, не учитывая априорные вероятности (15% / 85%) [4, 11, 12].



8) тенденция, обусловленная поиском

Испытуемых спрашивали - «что более вероятно (в английском языке), что слово начинается с буквы R или что R является третьей буквой в слове?» Поскольку испытуемым было легче умозрительно обнаружить слова начинающиеся с буквы R чем обнаружить слова с буквой R на третьем месте, они посчитали, что количество слов с буквой R на первом месте выше, хотя на самом деле в словаре намного больше слов с буквой R в третьей позиции [12].



9) оценка вероятности конъюнкции

Вероятность конъюнкции двух событий m(A&B) не может превышать вероятности каждого из событий: m(A) m(B). Человек может нарушать это правило. Например, оценивая некоего персонажа Билла по тексту о нем, испытуемые дают большую оценку вероятности утверждению «Билл – бухгалтер и любит джаз» (A&B), чем вероятности утверждения «Билл любит джаз» (B) [22].



10) сверхуверенность в выбранном

Показано, что после того, как испытуемые совершают выбор, они оценивают вероятность правильности своего выбора слишком высоко [7].



11) парадокс сорита

Если одна песчинка не создает различия между «кучей» и «не кучей», значит и две песчинки, и три, и т.д., не способны создать «кучу» [23].



12) парадокс импликации

Импликация P=>Q верна, если P ложно, или если Q истинно. Импликация обычно читается как «Если P, то Q». Однако, импликации «Если 2 равно 3, то луна сделана из сыра» (P ложно) и «Если на Марсе есть жизнь, то у дроздов есть перья» (Q истинно), хотя и верны с т. зр. математической логики, но не выглядят логичными для человека [23].



13) парадокс подтверждения

Черные вороны обычно рассматриваются как положительное подтверждение утверждению «вороны – черны». Аналогично, не-черные не-вороны (например «белые пакеты») должны бы рассматриваться как положительное подтверждение утверждению «Не черные объекты не являются воронами». Хотя оба утверждения эквивалентны с т.зр. математической логики, существование «белых пакетов» не кажется человеку фактическим подтверждением того, что «вороны – черны» [23].



14) недедуктивный вывод

В традиционной логике все правила вывода являются дедуктивными, при этом истинность посылок гарантирует истинность следствия. Однако, человек также использует недедуктивный вывод, в котором истинность посылок не гарантирует истинность следствий: индукцию, порождающую обобщения частным случаям (если «дрозды – птицы» и «у дроздов есть перья», то «у птиц есть перья»); абдукцию, порождающую объяснения частным случаям (если «у птиц есть перья» и «у дроздов есть перья», то «дрозды – птицы»); аналогию (если «ласточки походи на дроздов» и «у дроздов есть перья», то «у ласточек есть перья») [23].



15) особенности транзитивного вывода

Испытуемым было предъявлено, что A>B, B>C, C>D, D>E, E>F, и эти правила они освоили верно. После чего, испытуемые уверенно определили, что B>E, но не смогли обнаружить, что B>D, C>E [6].



16) неопределенность

В отличие от классической математической логики, для человека известны следующие феномены в рассуждениях: значение термина меняется в зависимости от контекста и опыта (что означает слово «язык»?); значение составного термина несводимо к значениям компонентов; при оценке истинности утверждений используются значения промежуточные между истиной и ложью (т.е. нечеткие); оценка истинности утверждения может меняться со временем, по мере поступления уточняющей информации; противоречие не считается доказательством чего-либо; сам процесс рассуждений движется непредсказуемо; логика законченных рассуждений не всегда может быть потом сознательно восстановлена; процесс рассуждений целенаправлен, но не всегда ведется до достижения конечной цели [23].


4. ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЛОГИКИ


Существует ряд свидетельств в пользу существенных различий между западноевропейской и восточноазиатской логиками мышления [18]. Мышление представителей западноевропейской культуры в большей степени считается сходным с формальной математической логикой, нежели способ мышления представителей Восточной Азии.

В китайской диалектической эпистемологии трудно выделить базовые принципы, что очень хотелось бы сделать западноевропейскому исследователю, потому что даже сами правила оказываются изменчивыми, а понятия имеют множество значений. Тем не менее, с этой оговоркой, некоторые аспекты удается выделить:



  1. «Закон изменения». Реальность – это процесс, она не стоит на месте, она постоянно изменяется. Поэтому понятия описывающие реальность не могут быть постоянны. (Это «противоречит» закону тождества А=А в западноевропейской логике).

  2. «Принцип противоречия». Реальность нечетка, она полна противоречий. Хорошее и плохое, старое и новое, сильное и слабое – сосуществуют во всем и находятся в гармонии. Изменения постоянны, поэтому постоянны и противоречия. (Допустимо А&~А).

  3. «Принцип холизма». Нет ничего отдельного, все соединено. И противоположности составляют единое целое как Инь и Ян.

Таким образом, в восточном стиле мышления нарушаются основные законы Аристотелевой логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего. Эти выводы были сделаны в [18], в частности, на основе исследований предпочтений поговорок людьми разных культур. Обнаружилось, что представители Восточной Азии более предпочитают диалектические поговорки, содержащие противоречия (например «опасайся своих друзей, а не своих врагов», что противоречит самому понятию «друг»), нежели представители Западной Европы.

В другой работе [13] подчеркивается, что нельзя сказать, что одна логика лучше другой, потому что каждая из них адекватна соответствующей культуре и является эффективной в рамках реальной жизни людей принадлежащих соответствующей культуре.


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Из приведенного обзора видно, что человеческая логика отличается от математической логики. Более того, существуют индивидуальные различия во владении навыками математической логики даже у образованных людей. Также обнаруживаются различия в человеческой логике в различных культурах. Это означает, что логика человеческого мышления является индивидуально-специфичным и культуро-зависимым явлением, является навыком, который может быть освоен в учебном процессе.

Поставленный в работе [2] вопрос «почему логика человеческого мышления применима к познанию природы?» приводит авторов к постановке проблемы «анализа эволюционного происхождения логических правил математических доказательств». Однако, из сказанного нами выше об индивидуальных различиях человеческой логики и ее отличиях от математической, следует, что происхождение правил логического вывода может иметь большее отношение к истории развития математики, нежели к эволюции человека. В то же время, наличие культурной-специфичности в логическом мышлении, может означать, что математическая логика, не будучи сильно связанной с эволюцией мышления человека, может быть связана с эволюцией западно-европейской культуры.


Благодарности


Работа поддержана фондом РГНФ (грант №08-06-00250а), Советом по грантам Президента Российской Федерации ведущим научным школам Российской Федерации (грант № НШ-602-2008.6).

Литература

1. Витяев Е.Е. Формальная модель работы мозга, вытекающая из принципа предсказания. // Модели когнитивных процессов. Вычислительные системы. – Вып. 164. Новосибирск, 1998. – С.3-62.

2. Редько В.Г. Перспективы исследований на стыке информатики и биологии// Электронный журнал «Нейроинформатика». –2007. – Т.2, № 1. – С. 60-76.

3. Bringsjord S. et al. In Defense of Logical Minds// Proceedings of the 20th Annual Conference of the Cognitive Science Society. – Hillsdale NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1998. – P.173-178.

4. Cohen L.J., Can Human Irrationality Be Experimentally Demonstrated?// Behavioral and Brain Sciences. – 1981. – Vol.4. – P.317-370.

5. Evans, J.St.B.T. Bias in Human Reasoning. – Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1989.

6. Frank M.J. et al. When Logic Fails: Implicit Transitive Inference in Humans// Memory and Cognition. – 2005. – Vol.33, №4. – P. 742-750.

7. Fischhoff B. et al. Knowing with Certainty: The Appropriateness of Extreme Confidence// Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. – 1977. – Vol.3. – P.552-564.

8. Bounded Rationality: The Adaptive Toolbox/ Ed. By G.Gigerenzer and R.Selten, R. – Cambridge Ma: MIT Press, 2001.

9. Inhelder B., Piaget J. The Growth of Logical Thinking from Childhood to Adolescence. – New York: Basic Books, 1958.

10. Johnson-Laird, P. and Savary, F. How to Make the Impossible Seem Probable // Proceedings of the 17th Annual Conference of the Cognitive Science Society, – Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1995. – P.381-384.

11. Kahneman D., Tversky A. A Subjective Probability: A Judgement of Representativeness// Cognitive Psychology. – 1972. – Vol.3. – P.430-454.

12. Kahneman D., Tversky A. On the Psychology of Prediction// Psychological Review. – 1973. – Vol.80. – P.237-251.

13. Kim K., Markman A. B. Differences in Fear of Isolation as an Explanation of Cultural Differences: Evidence from Memory and Reasoning// Journal of Experimental Social Psychology. –2006. – Vol 42. – 350-364.

14. Michalski R. Inference Theory of Learning as a Conceptual Basis for Multistrategy Learning//Machine Learning. – 1993. – Vol.11. – P.111-151.

15. Rules for Reasoning / Ed. By R.E. Nisbett. –Hillsdale NJ: Erlbaum, 1993.

16. Nisbett R.E. Reasoning, Abstraction and the Prejudices of 20th Century Psychology// Rules for Reasoning/ Ed. by R.E.Nisbett.– Hillsdale NJ: Erlbaum, 1993.

17. Oakhill J. et al. Believability and Syllogistic Reasoning// Cognition. 1989. – Vol. 31. – P.117–140.

18. Peng K., Nisbett R.E. (1999). Culture, Dialectics and Reasoning about Contradiction// American Psychologist. – 1999. – Vol.54. – P.741-754.

19. Reiter R. Nonmonotonic Reasoning// Annual Review of Computer Science. – 1987. – Vol.2. – P.147-186.

20. Simon H.A. A Behavioral Model of Rational Choice//Models of Man, 1957.

21. Simon H.A., Newell A. Heuristic Problem Solving: the Next Advance in Operations Research// Operations Research. – 1958. – Vol.6. –P.1-10.

22. Tversky A., Kahneman D. Judgements of and by Representativeness// Judgment Under Uncertainty: Heuristics and Biases/ Ed. by D. Kahneman, P. Slovic and A. Tversky. – Cambridge MA: Cambridge University Press, 1982.

23. Wang P. Cognitive Logic versus Mathematical Logic// Working Notes of the Third International Seminar on Logic and Cognition, Guangzhou, May 2004.

24. Wason P. Reasoning// New Horizons in Psychology. – Hammondsworth UK, Penguin Books, 1966.

25. Wason P.C., Shapiro, D. Natural and Contrived Experience//Reasoning Task. Quarterly Journal of Experimental Psychology. –1971. – Vol. 23. – P.63-71.



26. Wason P. C. Self-Contradictions//Thinking: Readings in Cognitive Science. –Cambridge UK: Cambridge University Press, 1977.
скачать файл


Смотрите также: