misle.ru страница 1страница 2
скачать файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

рабочая Программа учебной дисциплины (модуля)


Б.3.В.09 историЯ зарубежной литературы

(ч. 1 История античной литературы)

Трудоемкость (в зачетных единицах) ___3_________

Направление подготовки: 050100.68 – Педагогическое образование
Профили подготовки Русский язык и литература; История и литература
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

1. Цели изучения дисциплины (модуля).
Курс античной литературы является фундаментом общего курса истории зарубежных литератур. Основная цель - ознакомление с течением литературного процесса в Древней Греции и Риме, для чего необходимо усвоение определенного объема знаний по истории древнего мира, древней философии и религии. Предлагается концептуальное осмысление этапов исторического развития древнегреческой и древнеримской цивилизаций и в соответствии с ними - периодов литературного развития (архаического, классического, послеклассического) с выявлением ведущих жанров, общих тенденций литературного процесса, особенностей художественной формы литературных произведений каждого периода.

Содержательной базой курса является греческая и римская мифология. Студентам необходимо получить понятие о мифологии как первобытном способе мышления и познания мира. Хорошее знание и свободная ориентация в мифологических сюжетах - это обязательные условия для выяснения характера взаимодействия литературы и мифологии на разных стадиях развития античной культуры и в творчестве отдельных авторов. Богатый арсенал мифологических образов и сюжетов - «ключ» к европейской и русской литературе последующих веков, неотъемлемая часть культурного багажа не только филолога, но и любого образованного человека. Основополагающее значение курса состоит в том, что в нем раскрывается этимология литературоведческих терминов, изучается история происхождение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (лирическая поэма, трагедия, комедия. роман, лирические жанры), а также первые образцы эстетической мысли («Поэтика» Аристотеля).


2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «История античной литературы» входит в вариативную часть профессионального цикла ООП.

Модуль «История античной литературы» хронологически начинает цикл курсов по истории зарубежной литературы, читаемых студентам на бакалавриате. Изучение данной дисциплины будет способствовать освоению следующих модулей, читаемых бакалаврам в последующих семестрах: «История зарубежной литературы Средневековья и Возрождения», «История зарубежной литературы Нового времени», «История зарубежной литературы ½ 19 в.», «История зарубежной литературы 2/2 19 в.».

3. Требования к уровню освоения программы.

Каждый проектируемый результат освоения программы соотносится с формируемыми компетенциями в целом по ООП (ОК, ОПК, ПК).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС–3 по направлению подготовки ВПО 050100.68 – «Педагогическое образование»:


  1. Общекультурные компетенции (ОК):

– владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3).

2. Профессиональные компетенции (ПК):

Общепрофессиональные:

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК–2).
По видам деятельности с учётом профиля подготовки:

В области педагогической деятельности:

– способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК–1);

- способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).

В области культурно-просветительской деятельности:

– способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК–9);


Специальные компетенции (СК):

– способность интерпретировать произведения фольклора как феномен национально-духовной культуры народа (СК-1)

- готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры с учётом основных методологических направлений (СК–2);

– готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры с учётом основных методологических направлений (СК–3);


В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

- исторические условия развития литературы, её периодизацию;

– философский, историко-культурный, социально-политический контекст, опосредовавший специфику литературы изучаемого периода;

– своеобразие художественных стилей, течений, художественных методов, сформированных в изучаемый период.

- место и значение творчества писателя не только в истории литературы данной эпохи, но и в истории мировой литературы, его влияние на русскую литературу

Уметь:

– связать литературу с историей, объяснить особенности литературы страны c особенностями ее общественно-политического развития;

– рассматривать литературный процесс в культурно-историческом контексте эпохи;

–анализировать литературное произведение с учетом литературного направления, к которому оно принадлежит, а также его жанровой специфики;

- пользоваться научной и критической литературой;

- показать место и значение творчества писателя не только в истории литературы данной эпохи, но и в истории мировой литературы, его влияние на русскую литературу



Владеть:

– владеть сравнительно-историческим методом изучения литературы.


4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) __3 зачетных единиц и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)


Всего

2







Аудиторные занятия

54

54







Лекции

18

18







Практические занятия

36

36







Семинары













Лабораторные работы













Другие виды аудиторных работ (интерактив)

10

10







Другие виды работ













Самостоятельная работа

54

54







Курсовой проект (работа)













Реферат













Расчётно-графические работы













Формы текущего контроля













Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом




зачёт








5. Содержание учебной дисциплины (модуля).

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)



лекции

практические (семинары)

Интерактив.

самостоятельные

1.

Введение в курс античной литературы.

2










2.

Древнегреческая литература. Архаический период. Древнегреческая мифология.




2

2




3.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

2

2

1

10

4.

Классический период древнегреческой литературы. Древнегреческая лирика.




2

1

5

5.

Развитие древнегреческой драмы и театра. Творчество Эсхила, Софокла, Эврипида.

2

2

1

5

6.

Происхождение древнегреческой комедии, ее жанровое своеобразие.

2










7.


Развитие древнегреческой прозы, ее разновидности




2

1

5

8

Греческая литература эпохи эллинизма. Новоаттическая комедия.

2

2

1

5

9

Александрийская поэзия. Идиллии Феокрита.

2










10

Литература Древнего Рима. Архаический период. Древнеримская мифология. Развитие древнеримской драмы и театра. Комедии Плавта, их связь с народными истоками.

2







6

11

Римская литература периода гражданских войн и гибели республики. Поэма Лукреция «О природе вещей». Любовная лирика Катулла.

2







4

12

Римская литература эпохи Августа. Культурная политика Августа. Кружок Мецената. Творчество Вергилия.

2

2

1

5

13

Творчество Горация. Творческий путь Овидия.




2

1

4

14

Римская литература эпохи средиземноморской империи. Античный роман. Роман Апулея «Метаморфозы», или «Золотой осел».




2

1

5



5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине:



  1. Тронский И.М. История античной литературы: учебник для филол. спец. вузов / И.М. Тронский. – М.: Высшая школа, 2011. - 464 с.

  2. Гринбаум, Н. С. Взгляд в античность / Н. С. Гринбаум ; [предисл. Н. Н. Казанского] ; РАН, Институт лингвистических исследований. Спб.: НесторИстория, 2010. - 376 с.

6.2. Дополнительная литература



  1. Античный роман / отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек; АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. - М. : Наука, 1969. - 405 с.

  2. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция /М.Л. Гаспаров. - М.: Лабиринт, 1995. – 276 с.

  3. Гусманов, И. Г. Греческая мифология. Боги : учебное пособие / И. Г. Гусманов. - М.: Флинта; Наука, 1998. - 328 с.

  4. Гусманов, И. Г. Аристофан и Менандр / И. Г. Гусманов. - Орел, 1998. - 220 с.

  5. Дератани, Н. Ф. Хрестоматия по античной литературе для высш. учеб. заведений : в 2 т. / Н. Ф. Дератани, Н. А. Тимофеева . - М. : Просвещение, 1965. – Т. 1-2.

  6. Лосев, А.Ф. Античная литература: учебник для высшей школы / под. Ред. А.А. Тахо-Годи. – 6 изд., исправленное. –М.: ЧеРо, 2001 г. – 543 с.

  7. Лосев, А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А.Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1957. - 623 с.

  8. Лосев, А.Ф. Гомер /А.Ф. Лосев.- М., 1960. – 200с.

  9. Ярхо, В. Н. Античная драма. Технология мастерства / В. Н. Ярхо. - М. : Высшая школа, 1990. - 144 с.

6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.



Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников:
      1. Бузескул В.П. Введение в историю Греции// http://www.sno.pro1.ru/lib/buzeskul_vvedeine_v_istoriju_grezii/index.htm

      2. Андреев Ю.В. Гомеровское общество //http://www.sno.pro1.ru/lib/andreev_gomerovskoe_obshestvo/index.htm

      3. Белох К.Ю. Греческая история // http://www.sno.pro1.ru/lib/beloh/index.htm

      4. Вуд М. Троя: В поисках Троянской войны // http://www.sno.pro1.ru/lib/vud/index.htm

      5. скачать файл

следующая страница >>
Смотрите также: