misle.ru страница 1
скачать файл



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Древнерусская литература» для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра







Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет гуманитарных наук


Программа дисциплины

Древнерусская литература




для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра

Автор программы:

Гельфонд М.М., к.ф.н., mgelfond@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации

« 17 » сентября 2013 г.

Зав. кафедрой В.Г. Зусман _______________________
Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» « 17 » сентября 2013 г.

Председатель В.Г. Зусман _______________________


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2013 г.

Председатель В.М. Бухаров ________________________


Нижний Новгород, 2013




1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика».

Древнерусская литература

Программа разработана в соответствии с:



  • образовательным стандартом НИУ ВШЭ для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»;

  • Образовательной программой направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013г.


2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины Древнерусская литература являются:

  1. Изучение ключевых произведений древнерусской литературы и культуры

  2. Повышение культуры мышления, способности к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

  3. Осознание культурных традиций и способности к культурной толерантности.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать ключевые произведения древнерусской литературы и культуры; уметь анализировать памятники древнерусской литературы с точки зрения литературоведения и культурологии.

  • Иметь навыки (приобрести опыт) самостоятельно анализировать научную литературу, оформлять результаты своего исследования в жанре доклада, создавать академическую презентацию на русском языке, создавать и редактировать тексты профессионального назначения, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

  • Овладеть основами современной информационной библиографической культуры; основными методами поиска научных данных на базе новых информационных технологий

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения



ОК-1

Овладевает культурой мышления, способностью к обобщению и анализу, интерпретирует информацию и представляет связи между произведениями различных эпох и культур.


Соотнесение и сравнительная интерпретация подлинника и перевода древнерусских текстов, а также текстов различных эпох и культур.

Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и

письменную речь



ОК -2

Умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь при анализе памятников древнерусской письменности.

Анализ и интерпретация изучаемых произведений.

Знание ключевых понятий культурологи, знанием культурных традиций, способностью к культурной толерантности

ОК -3

Знает ключевые понятий культурологи, культурные традиции Древней Руси, овладевает

способностью к культурной толерантности.

Студент ориентируется в культурном пространстве, может пользоваться культурологической терминологией


Привлечение материалов по теме «Древнерусская литература» и искусство средневековой Руси

Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК - 13

Умеет получать информацию в сети Интернет, форматировать текст научной работы, готовить компьютерные презентации. Совершенствует навыки работы с информацией в глобальных компьютерных сетях

Поиск и структурирование информации при подготовке докладов, сопровождаемых презентациями

Владение кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем

ПК 4

Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, не допускает стилистических ошибок и неточностей.


Выступления на семинарах, представление результатов своей научной работы в устном и письменном виде

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  1. Основы исторического знания.

  2. История России в компаративном освещении.

  3. Академическое письмо (русский язык)

  4. История и теория культуры.

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Литература XI – начала XIII века.

24

8







16

2

Литература второй четверти – конца XIII века

14

6







8

3

Литература начала – третьей четверти XIV века

14

6







8

4

Литература конца XIV – первой половины XV века

14

6







8

5

Литература второй половины XV века

14

6







8

6

Литература XVI века

14

6







8

7

Литература XVII века

14

8







6




Итого

108

46







62



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 курс

Параметры




1

2







Текущий

(неделя)


Контрольная работа

4







Письменная работа 80 минут

Домашнее задание

8

7




Доклад с презентацией по одному из памятников ДРЛ

Итоговый

Зачет




*




В устной форме по вопросам

6.1Критерии оценки знаний, навыков


Контрольная работа:

  1. Знание основных произведений древнерусской литературы.

  2. Умение идентифицировать знакомый текст древнерусской литературы, давать развернутый анализ или интерпретацию его фрагмента в составе целого.

  3. Умение определять жанровую специфику произведений древнерусской литературы.

  4. Знание основных литературоведческих трудов, посвященных истории и поэтике древнерусской литературы.

  5. Умение анализировать и интерпретировать основные положения этих трудов.

Контрольная работа состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается по 5-ти балльной системе. Критерии перевода оценки:

46 – 50 баллов – 10

40 – 45 баллов – 9

35 – 39 баллов – 8

30 – 34 балла – 7

25-29 баллов – 6

20-24 балла – 5

15- 19 баллов 4

10-14 баллов – 3

5- 9 баллов – 2

Менее 5 баллов – 1

Домашнее задание (доклад с презентацией по одному из памятников древнерусской литературы) оценивается по следующим критериям:


  1. Полнота ответа на поставленный вопрос (знание текстологии, сюжета и композиции памятника, особенностей его поэтики, истории его изучения)

  2. Общая эрудиция, продемонстрированная в ходе ответа (соотнесение изучаемого памятника с другими явлениями древнерусской и средневековых европейских литератур, знание исторического контекста, умение выявлять аллюзии и реминисценции из памятника в современной литературе).

  3. Логика построения доклада (отчетливое выделение тезисов и аргументов, уместность обращения к тексту памятника и литературоведческих работ, наличие выводов)

  4. Умение представить результаты доклада (доклад плюс презентация)

  5. Владение нормами письменной и устной литературной речи.

Каждый критерий оценивается по двум баллам.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает правильность решения задач на семинаре: Оауд. правильность выполнения домашних работ, задания для которых даются на дом: Осам.раб.
Онакопленная = О,2*Оауд+ О,4*Осам.раб. + О,4*Оконтр.раб.

О итоговый = О,3*О зачёт + О,7*О накопленная
Оценки округляются арифметическим способом.


7Содержание дисциплины


  1. Раздел 1 Литература XI- начала XIII века

Характер бытования произведений ДРЛ. «Литературный этикет» и «средневековый историзм» древнерусской литературы. Возникновение древнерусской литературы. Периодизация истории древнерусской литературы. Изучение текстов ДРЛ. Жанровая система и поэтика жанров. Переводная литература XI – начала XIII веков. Византийские и болгарские книги на Руси. Апокрифы, жития, патерики, хроники. История древнейшего летописания. «Повесть временных лет»: структура, поэтика, композиция. Торжественное и учительское красноречие. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. «Слова» Кирилла Туровского. Произведения Владимира Мономаха. Агиография. «Житие Феодосия Печерского». «Жития Бориса и Глеба». Жанр жития-мартирия. Особенности поэтики жития. «Киево-Печерский патерик» «Хождение» Игумена Даниила. «Слово о полку Игореве»: история находки и изучения. «Слово…» и литература его времени. Композиция, жанр, поэтика «Слова…». Рецепция «Слова…» в русской литературе XIX –XX веков. Поэтика древнерусской литературы. Древнерусская литература и культура.

Количество часов аудиторной работы – 16


Литература по разделу:

Тексты:

  1. «Слово о законе и благодати митрополита Иллариона»

  2. «Повесть временных лет»

  3. «Сказание о Борисе и Глебе»

  4. «Поучение Владимира Мономаха»

  5. Переводные повести (одна по выбору): «Александрия» (фрагменты), «Девгениево деяние», «Повесть об Акире Премудром».

  6. Переводные жития (одно по выбору): «Житие Кирилла-Константина», «Житие Мефодия», «Чудеса Николы Мирликийского», «Житие Дмитрия Солунского»

  7. «Киево-Печерский патерик» (фрагменты по выбору)

  8. «Повесть об убиении Андрея Боголюбского»

  9. «Слово о полку Игореве»

Научная литература:

1. Демин А.С. Поэтика древнерусской литературы. (XII-XIII века) Studia philologica. М., 2009.

2. История русской литературы X-XVII веков. Под редакцией Д.С. Лихачева. М., Просвещение, 1989. (Глава 1)

3. Лихачев Д.С. Историческая поэтика древнерусской литературы. Смех как мировоззрение. СПб., «Алетейя», 2001.

4. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. М., «Худ. литература», 1978.
Раздел 2. Название раздела Литература второй четверти XIII- конца XIII века

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Литература периода монголо-татарского нашествия. Трансформация жанровой системы. Летописание Ростова, Рязани, Галицко-Волынская летопись. «Моление» Даниила Заточника: проблематика и поэтика. Повести о нашествии монголо-татар на Русь («Повесть о битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли»), своеобразие их поэтики. Агиография. «Повесть о житии Александра Невского».
Количество часов аудиторной работы – 8

Литература по разделу:



Тексты:

  1. «Моление Даниила Заточника»

  2. «Слово о погибели Русской Земли»

  3. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

  4. «Легенда о граде Китеже»

  5. «Житие Александра Невского»


Научная литература:

  1. История русской литературы X-XVII веков. Под редакцией Д.С. Лихачева. М., Просвещение, 1989. (Глава 2)

  2. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси.

  3. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., «Наука», 1964.


Раздел 3. Литература начала XIV – третьей четверти XIV века

Летописание Твери, Москвы, Пскова. «Повесть о Шевкале». Агиография. «Повесть о Довмонте», «Повесть о Михаиле Ярославовиче Тверском». Переводные повести. «Сказание об Индийском царстве». Формирование жанра послания. «Послание архиепископа новгородского Василия ко владыке тверскому Феодору о рае».


Количество часов аудиторной работы – 8

Литература по разделу:


Научная литература:

  1. Адрианова–Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974.

  2. История русской литературы X-XVII веков. Под редакцией Д.С. Лихачева. М., Просвещение, 1989. (Глава 3)


Раздел 4. Литература конца XIV – первой половины XV века

Летописание. «Лаврентьевская летопись». Летописание Москвы, Твери, Новгорода. «Летописец Еллинский и Римский». Агиография. Стиль «плетения словес». Творчество Киприана, Пахомия Логофета, Епифания Премудрого. «Житие Стефания Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Памятники панегирической литературы. «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича. Легендарные сказания. Цикл сказаний об Иоанне Новгородском. Памятники «куликовского цикла»: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Летописная повесть о Куликовской битве». Повести о набегах монголо-татар на Русь после Куликовской битвы: «Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву», «Повесть о Темир-Аксаке».

Количество часов аудиторной работы – 8
Литература по разделу:

Тексты:


  1. «Чудо Георгия о змие»

  2. «Задонщина»

  3. «Сказание о Мамаевом побоище»

  4. «Житие Сергия Радонежского»


Научная литература:

1. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962.

2. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПбГУ, 2000.

3. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 2003 (раздел 4).

4. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. // Ключевский В.О. Русская история: В 5 т. М., 2001.
Раздел 5. Литература второй половины XV века

Русское Предвозрождение. Историческое повествование. Летописные рассказы о победе над Новгородом. «Повесть о Царьграде». Агиография. «Житие Михаила Клопского». Оригинальные и переводные повести. Сербская «Александрия», «Троянские сказания», «Сказание о Соломоне и Китоврасе», «Стефанит и Ихнилат», «Сказание о Вавилоне», «Повесть о Дракуле». Повесть о Басарге и сыне его Борзосмысле». «Хождение за три моря» Афанасия Никитина».


Количество часов аудиторной работы – 8
Литература по разделу:

Тексты:

  1. «Сказание о Дракуле»

  2. «Сказание о Соломоне и Китоврасе»

3. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина».
Научная литература:

  1. Веселовский А.Н. «Мерлин и Соломон». Спб., 2001 (глава 1)

  2. Истоки русской беллетристики. Л., 1970

  3. История русской литературы X-XVII веков. Под редакцией Д.С. Лихачева. М., Просвещение, 1989. (Глава 5)



Раздел 6. Литература XVI века

Основные идеологические явления XVI века. «Послание о Мономаховом венце» и «Сказание о князьях Владимирских». Теория «Москвы – третьего Рима» старца Филофея. «Повесть о белом клобуке». «Великие Минеи Чети». «Домострой». Агиография. «Повесть о Петре и Февронии». Историческое повествование. Рассказы о Псковском взятии. «Казанская история». Публицистика Иосифа Волоцкого. Вассиан Патрикеев и нестяжатели. Максим Грек. Иван Пересветов. Иван Грозный как литератор. Переписка Грозного с Курбским. «История о великом князе Московском».


Количество часов аудиторной работы – 8
Литература по разделу:
Тексты:

  1. «Домострой»

  2. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным

  3. «Сказание о Петре и Февронии»

  4. «Житие Макария Желтоводского» или «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде» (по выбору)

Научная литература:

  1. Еремин И.П. Литература Древней Руси: этюды и характеристики. М.-Л., 1966.

  2. История русской литературы X-XVII веков. Под редакцией Д.С. Лихачева. М., Просвещение, 1989. (Глава 6)

  3. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975.

  4. Лихачев Д.С. Иван грозный как писатель / Русская литература. 1972, № 4.

  5. Скрынников Р.Г. Переписка Грозного и Курбского. Л., 1973.



Раздел 7. Литература XVII века

Социальные и политические кризисы , их отражение в литературе. Публицистика Смутного времени, жанр пророческого видения. Исторические произведения о смуте: «Сказание» Авраамия Палицына», «Временник» Ивана Тимофеева. Житийно-биографические повести. «Повесть об Ульянии Осоргиной», «Повесть о Марфе и Марии». Книжное стихотворство: «Послание дворянина к дворянину», Евстратий, стихи И.А. Хворостинина, стихотворство «приказной школы». Местные литературные очаги (Сибирь, Дон). «Повесть о взятии Азова»



«Бунташный век». Раскол, его сущность и отражение в литературе. Переводной рыцарский роман и авантюрная повесть: «Повесть о Бове королевиче», «Повесть о Брунцвике». «Повесть о Петре Златых Ключей». Трансформация жанровой системы. «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-злочастии». Переводная и оригинальная новелла. Фацеции. «История семи мудрецов», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Фроле Скобееве». Историческая беллетристика, «Повесть о зачале Москвы». Демократическая сатира и смеховая литература. Творчество протопопа Аввакума. Поэтика автобиографического повествования. Барокко в русской литературе. Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин. Возникновение русого театра.
Количество часов аудиторной работы – 6
Литература по разделу:

Тексты:

  1. Литература второй половины 17 века (одно произведение по выбору): «Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Петре Златых Ключей», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Горе-Злосчастии».

  2. «Житие Протопопа Аввакума»

  3. Стихотворения Симеона Полоцкого

Научная литература:

  1. Виршевая поэзия (первая половина XVII века) / Сост. А.А. Илюшин. – М.: Советская Россия, 1989. -480 с. (Сокровища древнерусской литературы).

  2. История русской литературы X-XVII века. Под редакцией Д.С. Лихачева. Москва, «Просвещение», 1980. (Разделы «Литература первой половины XVII века» и «Литература второй половины XVII века» автор - А.М. Панченко).

  3. Кулешов В.И. История русской литературы. – М.: Русский язык, 1989. – 640 с. (раздел 8)

  4. Древнерусская литература в исследованиях. Составитель В.В. Кусков. М., Высшая школа. 1986.

  5. Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000.



8Образовательные технологии


Дискуссии, перевод; обсуждение и интерпретация текстов, обсуждение докладов, посещение рукописного отдела НГОУБ.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы/ задания для контрольной работы

  1. Анализ фрагмента памятника древнерусской литературы по приведенным вопросам.

  2. Тест на знание разделов 1- 4.

Тематика докладов и презентаций:

  1. Переводы «Слова…» и реминисценции из него в последующей русской литературе.

  2. Русское летописание XIV века. Повесть о Шевкале.

  3. Переводные повести XIV века. «Сказание об Индийском царстве».

  4. Предвозрождение в русской культуре. Андрей Рублев и Феофан Грек.

  5. Оригинальные и переводные повести второй половины XV века. «Соломон и Китоврас».

  6. «Стефанит и Ихнилат».

  7. Сербская «Александрия» и «Троянские сказания».

  8. «Сказание о Вавилоне»

  9. «Повесть о Дракуле»

  10. «Повесть о Басарге и сыне его Борзосмысле».

  11. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина.

  12. Книжное стихотворство XVII века.

  13. Литература второй половины XVII века. Переводной рыцарский роман и авантюрная повесть.

  14. «Повесть о Бове Королевиче».

  15. «Повесть о Брунцвике».

  16. «Повесть о Петре Златых Ключей»

  17. Сатира и смеховая литература XVII века.

  18. Возникновение русского театра.






Тема доклада, сопровождаемого презентацией, для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов:


  1. Возникновение древнерусской литературы. Переводная литература XII - начала XIII веков. «Хронограф», «Александрия», «Физиолог», «Шестоднев», «Девгениево деяние», «Повесть об Акире Премудром» - анализ одного из произведений по выбору.

  2. Система жанров в древнерусской литературе (особенности каждого жанра иллюстрируются на примере одного из произведений).

  3. Древнейшее летописание. «Повесть временных лет»: история и структура текста (по реконструкции Шахматова), сюжеты эпизодов-рассказов, поэтика.

  4. Торжественное и учительское красноречие. Проповеди Кирилла Туровского. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.

  5. «Поучение» Владимира Мономаха: состав текста и особенности поэтики.

  6. «Слово о полку Игореве»: история рукописи, сюжет, поэтика.

  7. Переводы «Слова…» и реминисценции из него в последующей русской литературе.

  8. Житийная литература Киевской Руси. Типы житий. «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».

  9. Русское летописание XIII века. Монголо-татарское нашествие в летописном отражении.

  10. Агиография XIII века. «Житие Александра Невского».

  11. Повести о нашествии монголо-татар на Русь – анализ одного из произведений по выбору.

  12. Русское летописание XIV века. Повесть о Шевкале.

  13. Переводные повести XIV века. «Сказание об Индийском царстве».

  14. Предвозрождение в русской культуре. Андрей Рублев и Феофан Грек.

  15. Русское летописание XV века.

  16. Стиль «плетения словес» Епифания Премудрого. «Житие Стефания Пермского».

  17. «Житие Сергия Радонежского».

  18. Памятники Куликовского цикла. «Задонщина».

  19. «Сказание о Мамаевом Побоище».

  20. Литература второй половины XV века: летописи и агиография.

  21. Оригинальные и переводные повести второй половины XV века. «Соломон и Китоврас», «Стефанит и Ихнилат», сербская «Александрия», «Троянские сказания» - анализ одного из произведений по выбору.

  22. Оригинальные и переводные повести второй половины XV века. «Сказание о Вавилоне», «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге и сыне его Борзосмысле» - анализ одного из произведений по выбору.

  23. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина.

  24. Основные идеологические явления XVI века, их отражение в литературе. Теория «Москва – третий Рим».

  25. «Стоглав», «Домострой», «Великие Минеи Четии» - анализ одного из произведений по выбору.

  26. Агиография XVI века. «Повесть о Петре и Февронии».

  27. Историческое летописание и повести XVI века. «Казанская история», «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков».

  28. Публицистика XVI века: Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Иван Пересветов.

  29. Литературная деятельность Ивана Грозного. «Переписка Грозного с Курбским».

  30. Литература первой половины XVII века. Публицистика и житийно-биографические повести Смутного времени.

  31. Книжное стихотворство XVII века.

  32. Литература второй половины XVII века. Переводной рыцарский роман и авантюрная повесть.

  33. «Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Брунцвике», «Повесть о Петре Златых Ключей» - анализ одного произведения по выбору.

  34. «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-злочастии» - анализ одного произведения по выбору.

  35. Переводная и оригинальная новелла. Анализ одной из новелл или повестей по выбору.

  36. Сатира и смеховая литература XVII века.

  37. Творчество протопопа Аввакума.

  38. «Житие протопопа Аввакума»: сюжет, образ автора, трансформация жанра.

  39. Барокко в русской литературе XVII века. Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев.

  40. Возникновение русского театра.



10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 2003.

Доступна электронная версия учебника:



http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2243756

10.2Перечень произведений художественной литературы


  1. «Слово о законе и благодати митрополита Иллариона»

  2. «Повесть временных лет»

  3. «Сказание о Борисе и Глебе»

  4. «Поучение Владимира Мономаха»

  5. Переводные повести (одна по выбору): «Александрия» (фрагменты), «Девгениево деяние», «Повесть об Акире Премудром».

  6. Переводные жития (одно по выбору): «Житие Кирилла-Константина», «Житие Мефодия», «Чудеса Николы Мирликийского», «Житие Дмитрия Солунского»

  7. «Киево-Печерский патерик» (фрагменты по выбору)

  8. «Повесть об убиении Андрея Боголюбского»

  9. «Слово о полку Игореве»

  10. «Моление Даниила Заточника»

  11. «Слово о погибели Русской Земли»

  12. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

  13. «Легенда о граде Китеже»

  14. «Житие Александра Невского»

  15. «Чудо Георгия о змие»

  16. «Задонщина»

  17. «Сказание о Мамаевом побоище»

  18. «Житие Сергия Радонежского»

  19. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

  20. «Сказание о Дракуле»

  21. Из «Измарагда» (фрагменты)

  22. «Домострой»

  23. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным

  24. «Сказание о Петре и Февронии»

  25. «Житие Макария Желтоводского» или «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде» (по выбору)

  26. Литература второй половины 17 века (одно произведение по выбору): «Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Петре Златых Ключей», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Горе-Злосчастии».

  27. «Житие Протопопа Аввакума»

  28. Стихотворения Симеона Полоцкого.

Все произведения на древнерусском языке и в современном переводе с соответствующими комментариями доступны на сайте Института Русской литературы (ИРЛИ РАН) в разделе «Электронная библиотека литературы Древней Руси»):



http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070

10.3Дополнительная литература


1. Демин А.С. Поэтика древнерусской литературы. (XII-XIII века) Studia philologica. М., 2009.

2. История русской литературы X-XVII веков. Под редакцией Д.С. Лихачева. М., Просвещение, 1989.

3. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПбГУ, 2000.

4. Лихачев Д.С. Историческая поэтика древнерусской литературы. Смех как мировоззрение. СПб., «Алетейя», 2001.

5. Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000.

10.4Справочники, словари, энциклопедии


  1. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI – первая половина XIV века. Ленинград, «Наука», 1987.

  2. Энциклопедия «Слова о полку Игореве». В 4х томах. СПб., 1995

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Ноутбук, проектор, экран

Автор Гельфонд М.М.




скачать файл


Смотрите также: