misle.ru страница 1
скачать файл



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Истоки европейских литератур» для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра








Правительство Российской Федерации

Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет гуманитарных наук

Программа дисциплины

Истоки европейских литератур




для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра


Автор программы:

М.В. Цветкова - д. филол. наук, проф. (mtsvetkova@hse.ru)

Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации

«17 » сентября 2013 г.

Зав. кафедрой докт. филол.н., проф.В.Г. Зусман_______________________


Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «17 » сентября 2013 г.

Председатель проф. В.Г. Зусман ______________________


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2013 г.

Председатель В.М. Бухаров ________________________


Нижний Новгород, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 032700.62 Филология, обучающихся по бакалаврской программе, изучающих дисциплину «Истоки европейских литератур».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ;

  • Образовательной программой направления «Филология» (бакалаврской программой).

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки «Филология», утвержденным в 2013 г.
  1. Цели освоения дисциплины:


Целью освоения курса «Истоки европейских литератур» является формирование у студентов представления о культуре и литературе античного мира, лежащей в основе современных европейских литератур и культур.

В результате изучения курса студент получит представление о временных, территориальных и культурных характеристиках древнегреческой и римской цивилизаций.

Курс охватывает:

- основные периоды развития античной литературы и культуры,

- произведения наиболее значительных древнегреческих и римских авторов,

- рецепцию античного наследия в культуре последующих эпох.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Свободно ориентироваться в периодизации древнегреческой и древнеримской литературы и культуры;

Владеть знаниями в области древнегреческой и древнеримской мифологии;

Знать творчество наиболее значительных древнегреческих и римских авторов;

Уметь анализировать произведения античной литературы, опираясь на основные отечественные и зарубежные научные концепции;

Уметь отслеживать историю рецепции античного наследия в культуре последующих эпох.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общенаучные компетенции (ОНК):
обладание навыками работы с теоретической и эмпирической научной информацией, знание способов ее получения и базовой обработки для решения научно

исследовательских, профессиональных и социальных задач


способность приобретать новые научные знания, используя современные образовательные и информационные технологии

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому

осмыслению информации, постановке цели и выбору путей её достижения
инструментальные компетенции (ИК):
способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить

результаты мыслительной деятельности


умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах

деятельности навыки работы с персональным компьютером, программным

обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных.
Профессиональные компетенции:
Владение кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем.

способность проводить научные исследования в конкретной области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов


ОНК-2


ОНК-3

ОНК-4


ИК-1

ИК-2


ПК-4

Овладевает культурой мышления, способностью к обобщению и анализу, интерпретирует информацию и представляет связи между произведениями различных эпох и культур.


умеет анализировать

произведения художественной

литературы в историческом и

историко-культурном контекстах; выявлять, анализировать и излагать историко-литературную информацию;


Умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь при анализе памятников древнегреческой и древнеримской письменности.

Способен правильно и убедительно оформлять результаты своего исследования в письменной и устной речи

Умеет выявлять, анализировать и излагать историко-литературную информацию;


Умеет использовать при подготовке к коллоквиуму и тестам навыки работы с персональным компьютером, программным

обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных.

Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, не допускает стилистических ошибок и неточностей.
Способен проводить научное исследование в области древнегреческой и древнеримской литературы.


Формы обучения:

-лекции,


- мультимедийные презентации,

-коллоквиум,

-самостоятельная работа,

Методы обучения:

- чтение, реферирование, конспектирование специальной литературы

- чтение, анализ художественной литературы

- поиск в интернете дополнительной информации при подготовке к коллоквиумам



Формы обучения:

-лекции,


- мультимедийные презентации,

-коллоквиум,

-самостоятельная работа,

Методы обучения:

- чтение, реферирование, конспектирование специальной литературы

- чтение, анализ художественной литературы

- поиск в интернете дополнительной информации при подготовке к коллоквиумам



Формы обучения:

-лекции,


- мультимедийные презентации,

-коллоквиум,

-самостоятельная работа,

Методы обучения:

- чтение, реферирование, конспектирование специальной литературы

- чтение, анализ художественной литературы

- поиск в интернете дополнительной информации при подготовке к коллоквиумам







  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления «Филология» данная дисциплина относится к базовой части профессионального цикла.

    Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем

    при изучении следующих дисциплин: «Поэтическое слово пушкинской эпохи», « Латынь», «Ключевые тексты английской и американской литературы», «ключевые тексты русской литературы», «анализ поэтического текста», НИС «Метакомпаративистика» и др.





  1. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Литература архаической эпохи. Мифология. Эпос. Лирика.

20

10







10

2

Литература классической эпохи. Трагедия. Новоаттическая комедия. Проза.

16

8







8

3



Литература эпохи эллинизма. Новоаттическая комедия. Греческий роман.


16



8





8


4


Римская мифология. Ранняя римская литература. Плавт. Лукреций. Катулл. Цицерон. Цезарь.

20


610

6




10


5

Литература эпохи принципата. Вергилий. Гораций. Тибулл, Проперций. Овидий.

16

8







8

6


Литература эпохи империи. Сенека. Петроний. Марциал. Ювенал. Тацит. Светоний. Апулей.



20


10







10




Итого

108

54







54
  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры




2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа




9







Тест по древнегреческой литературе (примерные вопросы прилагаются)

Коллоквиум







3




Коллоквиум по древнегреческой мифологии

Итоговый

Зачет










*

Письменный 80 минут

      6.1 Критерии оценки знаний, навыков


Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями.

Высшая оценка (10 баллов) выставляется при качественной подготовке теоретических вопросов по всему курсу и при отсутствии фактических ошибок в тесте.

Оценка 8-9 баллов предполагает качественную подготовку к тесту, 1-2 фактические неточности.

Оценка 6-7 баллов выставляется при наличии более 2-х неточностей, допускает частичную неполноту ответа и 1-4 фактические ошибки в тесте.

Оценка в 5 баллов выставляется, если тест содержит более 5 фактических ошибок.

4 балла выставляется, если обнаружены значительные пробелы в области теоретических знаний и при наличии серьёзных ошибок в тесте.

Оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в тесте.

2 балла выставляется при полном отсутствии знаний.

1;0 – неправильные ответы сопровождаются демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к теме и предмету в целом.
6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине
Оауд.- присутствие на лекциях

Осам.раб.- выполнение заданий, задаваемых на дом

Оауд+ Осам.раб. + Околлоквиум +Отест = Онакопленная

Оитоговый=Озачёт + Онакопленная

Из них:


Оауд.-0,2 балла + Осам. раб.0,2 + Околлоквиум 0,2 балла + Отест 0,4 балла

Оитоговый =0,5Озачёт +0,5Онакопленная
Оценки округляются арифметическим способом.
  1. Содержание дисциплины



Раздел 1. Литература архаической эпохи. Мифология. Эпос. Лирика.
1. Мифология как источник древнегреческой литературы.

2. Эпос: героический, дидактический. Его жанровые особенности. Гомер «Илиада» и Одиссея». «Гесиод «Работы и дни»

3. Лирика: ее виды и жанры. Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Феогнид и др.
Количество часов аудиторной работы – 10.

Количество часов самостоятельной работы – 10.

Основная литература [1]

Дополнительная [3], [4], [7], [8]


Раздел 2. Литература классической эпохи. Трагедия. Новоаттическая комедия. Проза.
1. Происхождение трагедии. Устройство греческого театра.
2. «Отец трагедии» Эсхил, его мировоззрение и творческое наследие. Развитие эсхиловской трагедии от «Умоляющих» до «Орестеи».

3. Софокл и его вклад в формирование греческой драмы. Отражение его мировоззрения в трагедиях фиванского цикла «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона». Мастерство Софокла-драматурга.

4. Еврипид – «философ на сцене». Драматургические нововведения и влияние Еврипида на дальнейшее развитие античной и литературы в целом.

5. Древняя аттическая комедия и ее фольклорно-обрядовые истоки. Аристофан «Всадники», «Облака».

6. Виды греческой прозы V-IV вв. до н.э. Историография.
«Отец истории» Геродот. «История» Фукидида и начало греческой научной историографии. Ксенофонт, исторические труды.

7. Ораторская проза и ее виды. Влияние софистики на развитие красноречия. Судебное красноречие (Лисий), эпидейктическое, или торжественное (Исократ), политическое (Демосфен).


8. Философская проза. Личность и учение Сократа. Материалистическая философия Демокрита. Идеализм Платона, его учение о двух мирах. Жанр философского диалога. Платоновская Академия. Философия Аристотеля. Взгляды Аристотеля на сущность и назначение искусства. «Поэтика», «Риторика».
Количество часов аудиторной работы – 8.

Количество часов самостоятельной работы – 8.

Основная литература [1]

Дополнительная [2], [5], [6]




Раздел 3. Литература эпохи эллинизма. Новоаттическая комедия. Греческий роман.
1.Завоевательные походы Александра Македонского и расширение границ эллинского мира. Синкретизм греческой и восточной культур. Перемещение культурного центра из Афин в Александрию Египетскую. Характерные черты эллинистической литературы. Роль эллинистической литературы в формировании римской и последующей европейской литературы.

2. Новая аттическая комедия, ее отличие от древней. Типические сюжеты и маски. Творчество Менандра.

3. Александрийская поэзия, ее основные направления.
Поэзия Каллимах «Аргонавтика» Аполлония Родосского. Идиллии Феокрита.
Количество часов аудиторной работы – 8.

Количество часов самостоятельной работы – 8.

Основная литература [1]

Дополнительная [2], [5], [6]



Раздел 4. Римская мифология. Ранняя римская литература. Плавт. Лукреций. Катулл. Цицерон. Цезарь.
1. Хронологические рамки римской литературы. Особенности римской литературы. Значение римской литературы для западноевропейской.

2. Ранняя римская литература. Тит Макций Плавт.. Публий Теренций Афр. жизнь и творчество.

3. Тит Лукреций Кар. Поэма «О природе вещей» и учение Эпикура. Судьба поэмы «О природе вещей» в Средние века и в Новое время.
4. Александрийская поэзия в Риме. Программа поэтов-неотериков. Катулл, жизнь и творчество. 5. Марк Туллий Цицерон. Биография, политическая деятельность и литературное наследие. Речи Цицерона и его вклад в развитие латинского литературного языка.

6. Римские историки. Гай Юлий Цезарь – политический деятель, полководец и писатель. «Записки о Галльской войне» и «Записки о гражданской войне». Гай Саллюстий Крисп. Жанр исторической монографии.


Количество часов аудиторной работы – 10.

Количество часов самостоятельной работы – 10.

Основная литература [1]

Дополнительная [2], [5], [6]



Раздел 5. Литература эпохи принципата. Вергилий. Гораций. Тибулл, Проперций. Овидий.
1. «Золотой век» римской поэзии. Литературные кружки Мецената и Месалы. Публий Вергилий Марон. «Буколики» и «Георгики»,«Энеида».
2. Квинт Гораций Флакк. Биография. «Эподы», «Сатиры», «Оды»,«Послания». Гораций как теоретик литературы («Наука поэзии»).
3. Римская любовная элегия. Тибулл, Проперций. Публий Овидий Назон.

Количество часов аудиторной работы – 8.

Количество часов самостоятельной работы – 8.

Основная литература [1]

Дополнительная [2], [5], [6]
Раздел 6. Литература эпохи империи. Сенека. Петроний. Марциал. Ювенал. Тацит. Светоний. Апулей.

1.«Новый стиль» в литературе. Луций Анней Сенека. Трагедии Сенеки, связь его драматургии и философии («Медея», «Федра», «Фиест» и др.).


2. Гай Петроний Арбитр и его «Сатирикон».
3. Марк Валерий Марциал. Эпиграммы.

4. Децим Юнний Ювенал. «Сатиры».

5. Римские историки. Корнелий Тацит. История императорского Рима в «Истории» и «Анналах».
6. Гай Светоний Транквилл и его «Жизнь двенадцати цезарей».
7. Апулей. Роман «Метаморфозы». Сатирическое изображение римского общества.
Количество часов аудиторной работы – 10.

Количество часов самостоятельной работы – 10.

Основная литература [1]

Дополнительная [2], [5], [6]



  1. Образовательные технологии


-лекции

-мультимедийные презентации



-коллоквиум
  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


    1. Греческая мифология.

    2. Римская мифология.

    3. Греческий театр.

    4. Римский театр.

    5. Греческая историческая проза.

    6. Римская историческая проза.

    7. Греческая философская проза.

    8. Римская философская проза.

    9. Греческая ораторская поза.

    10. Римская ораторская проза.

    11. Греческая лирика.

    12. Римская лирика.

    13. Греческий эпос.

    14. Римский эпос.

    15. Греческий роман.

    16. Римский роман.



      9.2 Вопросы для оценки результатов усвоения курса


  1. Понятие о мифе. Космогония древних греков. Кронос и титаны.

  2. Боги-олимпийцы и их римские двойники.

  3. Фиванский цикл мифов. Мифы об аргонавтах.

  4. Мифы о героях. Сизиф. Геракл. Персей и др.

  5. Троянский цикл мифов. Его герои и события.

  6. Гомер. Гомеровский вопрос. Сюжет «Илиады». «Илиада» как образец героического эпоса.

  7. Жанровое своеобразие и особенности композиции «Одиссеи».

  8. Греческая лирика. Ее виды и основные жанры.

  9. Происхождение трагедии. Устройство греческого театра. Структура трагедии.

  10. Отец трагедии Эсхил. Мировоззрение. Новаторство. «Персы», «Умоляющие»,«Орестея».

  11. Софокл. Мировоззрение. Новаторство. «Эдип», «Антигона».

  12. Еврипид . Мировоззрение. Новаторство. «Медея», «Ипполит».

  13. Происхождение комедии. Структура комедии. Аристофан – отец комедии. «Облака», «Всадники».

  14. Греческие философы V-IV вв до н.э. Сократ. Платон. Аристотель.

  15. Ораторская проза V-IV вв до н.э. Демосфен.

  16. Историческая проза V-IV вв до н.э. Геродот. Фукидид. Ксенофонт.

  17. Новоаттическая комедия. Отличие от древнеаттической комедии. Менандр. «Брюзга».

  18. Эпоха эллинизма. Общая характеристика. Философские школы.

  19. Идиллия. Буколическая поэзия. Феокрит как родоначальник жанра.

  20. Плутарх. «Сравнительные жизнеописания».

  21. Греческий роман. «Дафнис и Хлоя» Лонга.

  22. Общая характеристика римской цивилизации и литературы. Отличие от греческой.

  23. Древнейшая римская литература. Фольклор: заплачки, песни-заклинания, народный театр: мимы, ателлана.

  24. Плавт. Комедия «О горшке».

  25. Теренций. «Свекровь».

  26. Творчество Катулла Неотерики.

  27. Поэма Лукреция «О природе вещей».

  28. Ораторской искусство Рима. Историческая проза. Цицерон. Цезарь. Соллюстий Крисп.

  29. Вергилий. Общая характеристика творчества. «Буколики» и «Георгики».

  30. «Энеида» Вергилия как эпичское произведение.

  31. Творчество Горация.

  32. Творчество Овидия.

  33. Римские историки периода Империи. Тит Ливий. Плиний Младший. Корнелий Тацит.

  34. Басни Федра. Темы, идеи, образы.

  35. Сенека – драматург и философ. Трагедии «Медея» и «Эдип» в сравнении с греческими источниками

  36. Творчество Марциала.

  37. Творчество Ювенала.

  38. «Сатирикон» Петрония. Темы, идеи, образы.

  39. Роман Апулея. «золотой осел». Темы, идеи, образы.


9.3 Список художественной литературы для чтения (любое издание)
  1. Гомер. Илиада. Одиссея.

  2. Гесиод. Труды и дни.

  3. Архилох. Сапфо, Алкей, Анакреонт. Лирика.

  4. Эсхил. Персы. Орестея. Умоляющие (Просительницы). Прометей.

  5. Софокл. Эдип-царь. Антигона. Электра.

  6. Эврипид. Медея. Ифигения в Авлиде. Электра. Ипполит.

  7. Платон. Федр.

  8. Аристофан. Облака. Всадники.

  9. Менандр. Мизантроп. (Брюзга).

  10. Феокрит. Идиллии. ( 1, 15, 24).

  11. Роман: Лонг. Дафнис и Хлоя.

  12. Плавт. Хвастливый воин. Клад.

  13. Теренций. Свекровь.

  14. Катулл. Стихотворения.

  15. Федр. Басни.

  16. Лукреция. О природе вещей

  17. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.

  18. Гораций. Оды . Эподы. Сатиры. Послания.

  19. Тибулл, Проперций. Элегии.

  20. Цезарь. Записки о Галльской войне (отрывок)

  21. Цицерон. Речи против Катилины.

  22. Овидий. Метаморфозы.

  23. Сенека. Медея. Эдип. Ипполит.

  24. Петроний. Сатирикон.

  25. Ювенал. Сатиры, Марциал. Эпиграммы.

  26. Апулей. Метаморфозы или Золотой осел.



9.4. Темы для коллоквиумов
1. Греческая мифология.

2. Фильм Пазолини «Эдип царь» и трагедия Софокла «Эдип».



    1. Примерные вопросы к тесту


  1. Назовите имена трех великих историков древней Греции и названия произведений, которыми каждый из них прославился.

  2. Назовите имена трех философских школ эпохи эллинизма.

  3. Расположите имена трех великих трагиков древней Греции в хронологической последовательности.

  4. Назовите 2-х наиболее ярких представителей сольной мелики.

  5. Назовите имя поэмы «Труды и дни» и ее жанр.


9.6. Примерные темы контрольных работ
1. Образы и сюжеты греческих мифов в мировой живописи.

2. Образы и сюжеты греческих мифов в мировой литературе.

3. Переводчики «Илиады» на русский язык.

4. Переводчики «Одиссеи» на русский язык.

5. Греческий театр: происхождение, устройство.

6. Греческая вазопись архаики и классики.

7. Греческая скульптура архаики и классики.

8. Греческая архитектура. Афинский акрополь.

9. Александрийская библиотека. История и легенды.

10. Искусство эпохи эллинизма.

11. Религиозные взгляды эпохи эллинизма.

12. Греческий роман эпохи эллинизма.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Основная литература

      1.Никола М.И. Античная литература: Учебное пособие. – 3-е изд., - Москва: МПГУ, 2011




    1. Дополнительная литература


2.Античная литература / Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1986.

3. Античная культура. Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука. Словарь-справочник. /Под ред. В.Н.Ярхо. – М., 1995 (то же – 2002).

4.Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М., 2008.

5.Лосев А.Ф. Античная литература. М., 2008.

6.Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 2004.

7.Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.

8.Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975 (то же – 2003).

9. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. / Сост. Нейхардт.А.А М., 1990.


11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для лекций используется компьютер/ноутбук; проектор; экран.

Автор проф. М.В. Цветкова




скачать файл


Смотрите также: