misle.ru страница 1
скачать файл



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины "Жанры философской прозы в античности и раннем христианстве" для направления 030100.62 "Философия" подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии

Программа дисциплины «Жанры философской прозы в античности и раннем христианстве»


для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра

Автор программы:
Алиева О.В., к.филол.н., преподаватель кафедры истории философии

oalieva@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры «История философии»

Зав. кафедрой А.М.Руткевич

«____»___09_______2014

Рекомендована секцией УМС философии и культурологии

Председатель Б.Н.Кашников

«____»__________2014

Утверждена УС факультета философии

Ученый секретарь И.В.Макарова_____________ [подпись]


«___»_____________2014 г.

Москва, 2014



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философи» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Жанры философской прозы в античности и раннем христианстве».

Программа разработана в соответствии с:


  • образовательным стандартом федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования НИУ ВШЭ по направлению 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра, утвержденным в 2014г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Жанры философской прозы в античности и раннем христианстве» являются следующие:

— познакомить студентов с методами историко-филологического анализа философских текстов;

— продемонстрировать влияние исторического, литературного и институционального контекста на формирование и развитие философских жанров в античности и раннем христианстве.

Задачи дисциплины определяются этой целью и заключаются в следующем:

— знакомство с риторической теорией и практикой в античности и их влиянием на философские тексты;

— освоение методов историко-филологического и жанрового исследования философского текста;

— изучение жанрового многообразия философской прозы в античности и рецепции этих жанров у христианских авторов.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

    Иметь представление:

    О многообразии жанров философской письменности в IV в. до Р.Х. – IV в. по Р.Х., о формировании и трансформации образа философа в этот период, о связи между жанром и философской проблематикой, а также институциональным контекстом, в котором она обсуждается, об античной риторической теории и практике и их влиянии на философию, о современной жанровой теории и ее применимости к античным текстам.



    Знать:

    Историко-филологическую терминологию, связанную с изучением античных текстов (в том числе представлять себе методы мотивного анализа, жанрового анализа, анализа источников, реконструкции текстов, оценки их аутентичности и принципы датировки), основные жанры философской прозы (диалог, диатриба, комментарий, апология и т.д.), «опорные» для каждого жанра тексты и авторов.



    Понимать:

Жанровые конвенции и принципы формирования жанрового корпуса; специфику философского литературного творчества в школьном, литературном и историческом контексте классической и поздней античности; процесс накопления, систематизации и распространения знаний в античности; значение сакральных текстов и различные философские традиции их истолкования; стилистические особенности философской прозы; принципиальные отличия «школьных» жанров от «эпидейктических».

    Уметь:

    Читать и самостоятельно интерпретировать философские тексты, определять их философские источники и риторические образцы, а также жанровую традицию, в русле которой они написаны, проводить сравнительный анализ текстов, анализировать прагматику, топику и стилистику этих текстов, устно и письменно излагать результаты такого анализа.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач

ОНК-3

Владеет навыками работы с информациеей, знает способы ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач

Лекции, семинарские занятия, индивидуальные задания

владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

ИК-1

Владеет навыками логического анализа текстов, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, способностью использовать теоретические знания в практической деятельности.

Лекции, семинарские занятия, индивидуальные задания

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

СЛК-2

Стремится к повышению профессиональной квалификации, готов усваивать новые методы и подходы и совершенствовать имеющиеся навыки

Семинарские занятия, индивидуальные задания

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем онтологии и теории познания,
истории античной философии,

философии и методологии науки.




ПК-2

ПК-4


ПК-8


Демонстрирует понимание природы философского знания и функций философии в различные исторические эпохи, знаком с методологией философского познания, основными категориями философии.
Демонстрирует умение анализировать основные этапы и особенности развития философской мысли в античности, представляет историко-философский контекст обсуждаемых текстов, понимает связи между различными философскими направлениями.
Владеет разлиными методами научного познания, понимает этапы развития науки как особого вида знания.



Лекции, семинарские занятия, индивидуальные задания
Лекции, семинарские занятия, индивидуальные задания

Лекции, семинарские занятия, индивидуальные задания





4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу факультативных дисциплин, обеспечивающих подготовку по направлению «Философия».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Западная философия до середины ХХ в.», «Древнегреческий язык», «Латинский язык», которые являются базовыми и обязательными для студентов 1-го курса бакалавриата, обучающихся по направлению 030100.62 «Философия».

Для освоения учебной дисциплины студенты должны иметь общее представление об античной философии, владеть основами греческой и латинской грамматики для работы с источниками.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении истории философии, истории религий, а также при написании курсовых работ.


5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1.

Появление и развитие философской прозы

20

4

4




12

2.

Философский диалог и его рецеция

22

4

4




14

3.

Жанры в школьном контексте

22

4

4




14

4.

Жанры популярной философии

22

4

4




14

5.

Экзегетические жанры

22

4

4




14







108

20

20




68


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год, 4 семестр

Параметры

Текущий

Реферат

18-я неделя

Письменный реферат, сдается до 22 мая текущего года

Итоговый

Зачет

4 семестр

Устный зачет (по билетам)



6.1Критерии оценки знаний, навыков


Зачет предполагает устный ответ студента по билету, включающему два вопроса.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



7Содержание дисциплины



Содержание дисциплины

Раздел 1. Появление и развитие философской прозы

Тема 1. Философия и риторика

Понятие «книги» и «публикации» в античности. Первые прозаические сочинения: законы, научная проза (ἱστορίη, медицина), софисты и ἐγκύκλιος παιδεία. Классификация ораторской прозы у Горгия. Жанры судебного (κατηγορία, ἀπολογία), совещательного (προτροπή, ἀποτροπή), эпидейктического красноречия (ψόγος, ἔπαινος) и др. «Аноним Ямвлиха». «Двойные речи» (Δισσοὶ λόγοι), риторические «руководства» (τέχναι). Систематизация риторики у Аристотеля. Риторика в античной системе образования. Спор риторики и философии: Платон против риторики; Элий Аристид против Платона.


Литература

  • Базовый учебник: История философии: Запад-Россия-Восток : Учеб. для студентов вузов / Под ред. проф. Н. В. Мотрошиловой. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 19951. Т. 1: «Философия древности и средневековья». C. 99-111.


Основная литература:

  • А. Маковельский. Софисты. Вып. 1-2. Баку, 1940-1941.

  • Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических космогоний до возникновения атомистики / Издание подготовил А.В. Лебедев. М., Наука, 1989.

  • Аристотель. Риторика // Античные риторики. Собрание текстов, статьи, комментарии и общая редакция А.А. Тахо-Годи. М., Изд-во Московского университета, 1978.

  • Ораторы Греции / Перевод с древнегреческого. Состав и научная подготовка текстов М.Гаспарова. Вступительная статья В.Боруховича. М., Изд-во «Художественная литература», 1985.


Дополнительная литература:

  • А.-И. Марру. История воспитания в античности (Греция). М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998.

  • В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998.

  • Досократики: доэлеатовский и элеатовский периоды / Перевод с древнегреческого А. Маковельского. Казань, ч. 1-3., 1914-1919.


Тема 2. Философия и школа

Формирование института философской школы и школьных жанров: споры (мегарики), речи (записанные: Исократ; импровизированные: Алкидамант). Переход от устной культуры к письменной; текст как ὑπόμνημα (Платон). Два видения «философии»: Исократ и Академия. Регламентация школьной жизни в сочинениях Аристотеля. Трактаты (πραγματεία) и лекции (ἀκροάσεις). Начало античной доксографии у Аристотеля и перипатетиков; изложение «мнений философов» по школам и проблемам; основные доксографические компендии. Место математики среди философских дисциплин и математические тексты античности.


Литература

  • Базовый учебник: История философии: Запад-Россия-Восток : Учеб. для студентов вузов / Под ред. проф. Н. В. Мотрошиловой. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 19951. Т. 1: «Философия древности и средневековья». C. 112-113.


Основная литература:

  • Исократ. Малые аттические ораторы. Речи. Письма / Под общей редакцией Э.Д. Фролова. М., Научно-издательский центр «Ладомир», 2013.

  • Платон. Федр / Пер. А.Н. Егунова, редакция греческого и русского текстов, вступительная статья, комментарии, хронология, индексы имен и наиболее употребительных терминов Ю.А. Шичалина. М., «Прогресс», 1989 г.

  • Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М., «Мысль», 1976.


Дополнительная литература:

  • Шичалин Ю. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2001.

  • Россиус А. Полемика Исократа с Академией Платона // Вестник древней истории. 2 (181). М. 1987. С. 93−102.

  • Рожанский И.Д. Античная наука. М., Наука, 1980.


Раздел 2. Философский диалог и его рецепция

Тема 3. Диалоги Платона

Рецепция прозаических жанров в диалогах Платона: эпитафий, энкомий, апология, любовные речи, двойные речи. «Сократический диалог», использование в нем речей и нарративных рамок. Λόγος ἐρωτικός. Термин «сократики»; Исократ о школах и направлениях IV в. Эсхин, Антисфен и отклики на них у Платона. Пересказанные диалоги и диалоги в прямой драматической форме. Утраченные диалоги Аристотеля.


Литература

  • Базовый учебник: История философии: Запад-Россия-Восток : Учеб. для студентов вузов / Под ред. проф. Н. В. Мотрошиловой. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 19951. Т. 1: «Философия древности и средневековья». C. 114.


Основная литература:

  • Платон. Собрание сочинений. Т. I-IV. М., «Мысль», 1990-1994.

  • Исократ. Малые аттические ораторы. Речи. Письма / Под общей редакцией Э.Д. Фролова. М., Научно-издательский центр «Ладомир», 2013.

  • Антология кинизма / Сост. И.М. Нахов. М., «Наука», 1984. (фрагменты Антисфена).


Дополнительная литература:

  • Шичалин Ю. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2001.

  • В. Йегер. Пайдейя. Т. 2. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1997.

  • Вестник ПСТГУ I:3 (41) 2012; раздел «философия» полностью.


Тема 4. Диалоги после Платона

Трансформация жанра диалога. Диалоги Цицерона. Диалоги Плутарха. «Застольные беседы» как жанр философской письменности. Лукиан. «Диалог с Трифоном иудеем» Иустина Мученика. Философская и риторическая традиция в сочинениях апологетов. Христианство как «истинная философия».


Литература

  • Базовый учебник: История философии: Запад-Россия-Восток : Учеб. для студентов вузов / Под ред. проф. Н. В. Мотрошиловой. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 19951. Т. 1. «Философия древности и средневековья». C. 144-146; 155-157; 252-257.


Основная литература:

  • Плутарх. Исида и Осирис. Киев, Уцимм-пресс, 1996.

  • Плутарх. Моралии. М., Эксмо-пресс, 1999.

  • Марк Туллий Цицерон. Избранные сочинения. М., «Художественная литература», 1975.

  • Лукиан Самосатский. Сочинения. Т.1-2. СПб, Алетейя, 2001.


Дополнительная литература:

  • Иустин Философ, мч. Собрание творений. М., «Благовест», 1995.

  • Т. Миллер. "Диалог" Иустина и "Диалоги" Платона // Патристка / Под. ред. М. Журинской. Из-во братство во имя святого князя Александра Невского. Нижний Новгород, 2001.

  • В. Йегер. Раннее христианство и греческая пайдейя. М., Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2014.


Раздел 3. Жанры в школьном контексте

Тема 5. Плутарх: философия и образование

«Моралиа» Плутарха, их жанровое многообразие: полемика со стоиками и эпикурейцами, рассмотрение отдельных философских вопросов, послания и др. Каталог Ламприя, «сборник Сопатра» и рукописная традиция как свидетельства группировки трактатов в античности. Плутарх в библиотеке Евсевия Кесарийского.


Литература

  • Базовый учебник: История философии: Запад-Россия-Восток : Учеб. для студентов вузов / Под ред. проф. Н. В. Мотрошиловой. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 19951. Т. 1: «Философия древности и средневековья». С. 155-157.


Основная литература:

  • Плутарх. Исида и Осирис. Киев, Уцимм-пресс, 1996.

  • Плутарх. Моралии. М., Эксмо-пресс, 1999.


Дополнительная литература:

  • Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., «Наука», 1973.



Тема 6. Платоники: технические жанры

Порядок чтения диалогов, их рецепция. Альбин: «Введение» (εἰσαγωγή), его значение. Алкиной: «Учебник платоновской философии» (διδασκαλικòς λόγος). Апулей «Учение Платона». Διαλέξεις Максима Тирского. Текст в контексте школьной жизни (школы Плотина, Ямвлиха, Прокла). Специальное рассмотрение вопросов (πρόβλημα, ζήτημα, ἐρώτημα).


Литература

  • Базовый учебник: История философии: Запад-Россия-Восток : Учеб. для студентов вузов / Под ред. проф. Н. В. Мотрошиловой. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 19951. Т. 1: «Философия древности и средневековья». С. 157-159.


Основная литература:

  • Учебники платоновской философии / Сост. Ю.А. Шичалин. М.-Томск, «Водолей», 1995.

  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Эллинистически-римская эстетика I—II веков. М., Издательство МГУ. 1979.

  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., «Мысль», 1986.

  • Евнапий. Жизни философов и софистов // Римские историки IV века. М., РОССПЭН, 1997.


Дополнительная литература:

  • Плотин. Трактаты 1-11 / Изд. подготовил Ю.А. Шичалин. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2007.

  • Диллон Дж. Средние платоники. СПб, 2002.


Раздел 4. Жанры популярной философии

Тема 7. Моральная философия

Плутарх «Утешение к жене». Порфирий «Утешение к Маркелле». «Утешения» Сенеки. Христианские утешения. Стоическая диатриба как «снятый диалог». Эпиктет и Арриан. Эпистолярные жанры. Протрептик и паренеза в античности и раннем христианстве. «Гортензий» Цицерона и его влияние на «Исповедь» Августина. Евдор и Филон из Ларисы о жанрах моральной философии. «Протрептик» Ямвлиха. «Протрептик» Климента Александрийского. Эпитома, антология (флорилегий).


Литература

  • Базовый учебник: История философии: Запад-Россия-Восток : Учеб. для студентов вузов / Под ред. проф. Н. В. Мотрошиловой. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 19951. Т. 1: «Философия древности и средневековья». С. 148-152; 252-257.


Основная литература:

  • Беседы Эпиктета / Изд. подгот. Г. А. Таронян. М. «Ладомир», 1997.

  • Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М., «Художественная литература», 1986.

  • Августин Аврелий. Исповедь. М., «Ренессанс», 1991


Дополнительная литература:

  • Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется / Пер. с древнегреческого, вступительная статья, комментарии и указатель А.Ю. Братухина. СПб, 2006.


Тема 8. Эпидиктические жанры

Феномен «второй софистики». Флавий Филострат. Дион Хризостом и популярное изложение философии. Либаний и император Юлиан. Философия и риторика у Фемистия. Гимерий. Влияние жанров популярной философии на христианскую проповедь.


Литература

  • Базовый учебник: История философии: Запад-Россия-Восток : Учеб. для студентов вузов / Под ред. проф. Н. В. Мотрошиловой. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 19951. Т. 1: «Философия древности и средневековья». С. 148-152.


Основная литература:

  • Античное ораторское искусство. Пособие по спецкурсу. / Сост. А.Ч. Козаржевский. М., Изд-во Московского ун-та, 1980.

  • Поздняя греческая проза / Сост. С. Поляковой. М.: ГИХЛ. 1961.

  • Памятники поздней античной научно-художественной литературы / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.: Наука. 1964.


Дополнительная литература:

  • Идеи эстетического воспитания. Т. 1: Античность, Средние века, Возрождение. М., «Искусство», 1973.

  • Античное ораторское искусство. Пособие по спецкурсу. / Сост. А.Ч. Козаржевский. М., Изд-во Московского ун-та, 1980.

  • Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука. 1964.



Раздел 5. Экзегетические жанры

Тема 9. Философский комментарий

Комментаторы Аристотеля. Комментаторы Платона. Вопрос о среднеплатонических комментариях. Неоплатонический комментарий (ὑπόμνημα, σχόλιον), его содержательные и композиционные особенности. Экзегеза Порфирия («Пещера нимф»). Экзегетические принципы Ямвлиха и их развитие в позднейшем неоплатонизме.


Литература

  • Базовый учебник: История философии: Запад-Россия-Восток : Учеб. для студентов вузов / Под ред. проф. Н. В. Мотрошиловой. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 19951. Т. 1: «Философия древности и средневековья». С. 172-177.


Основная литература:

  • Порфирий. Пещера нимф. / Плутарх. Исида и Осирис. Киев, Уцимм-пресс, 1996.

  • Ямвлих Халкидский. Комментарии на диалоги Платона. СПб, «Алетейя», 2000.


Дополнительная литература:

  • Прокл Диадох. Комментарий к «Тимею». Книга I. / Перевод, предисловие, реферат и примечания Светланы Месяц. Москва, Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2012.


Тема 10. Толкования Священного Писания

Истоки аллегорического метода: Феаген из Регия и аллегорическое толкование Гомера; комментарии к Орфическим поэмам; Зенон и поэмы Парменида и Эмпедокла. Филон Александрийский и аллегорическое толкование Писания. Ориген и метод типологии. Христианская экзегеза в философском контексте античности. Порфирий о христианской экзегезе. Каппадокийцы. Жанр «вопросов-ответов».



Литература

  • Базовый учебник: История философии: Запад-Россия-Восток : Учеб. для студентов вузов / Под ред. проф. Н. В. Мотрошиловой. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 19951. Т. 1: «Философия древности и средневековья». С. 70-78; 257-263.


Основная литература:

  • Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.

  • Ориген. О началах (Серия «Александрийская библиотека»). М., Амфора, 2007.

  • Василий Великий. Беседы на Шестоднев // Творения... М., 2008.


Дополнительная литература:

  • Морескини К. История патристической философии. М., 2011.



8Образовательные технологии

8.1Методические рекомендации преподавателю


Основные формы занятий: 1) лекционные занятия; 2) чтение и комментирование текстов на семинарах, доклады студентов (по теме реферата), ответы на вопросы и диспуты.

8.2Методические указания студентам


В ходе курса студенты должны подготовить одну письменную работу в форме реферата. Объем реферата (вместе с оглавлением, списком литературы и титульным листом) должен составлять не менее 15 и не более 30 страниц печатного текста (12 кегль, полуторный интервал). Необходимо правильное оформление цитат и списка литературы. Рекомендуется при работе над текстом использовать греческий или латинский оригинал.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля (темы докладов и рефератов)


Примерные темы рефератов:

  1. «Любовная речь» как жанр философской прозы

  2. Критика софистов в речах Исократа

  3. Академия в речи Исократа «Об обмене имуществом»

  4. Жанр парадоксальной похвалы в античности

  5. Жанровая специфика «Тускуланских бесед» Цицерона

  6. Композиция и стиль «Протрептика» Климента

  7. «Диалог» Иустина Философа в философском контексте эпохи

  8. «Пещера нимф» Порфирия и принципы неоплатонической экзегезы

  9. Августин — читатель Цицерона (на материале «Исповеди»)

  10. Филон Александрийский и «Тимей»: толкование книги Бытия



9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Понятие «книги» и «публикации» в античности. Первые прозаические тексты.

  2. Жанры ораторской прозы, их влияние на форму диалогов Платона.

  3. «Сократический диалог»: представители, тексты, жанровая специфика.

  4. Исократ и Академия (речи «Бузирис», «Похвала Елене», «Об обмене имуществом»)

  5. Паренеза в античной и христианской литературе.

  6. Протрептические тексты античности. Стратегии увещания.

  7. Жанровая специфика «Тускуланских бесед» Цицерона

  8. Жанровое разнообразие «Моралий» Плутарха

  9. Учебники платоновской философии и институциональный контекст их появления

  10. Жанр неоплатонического комментария и его приметы

  11. Филон Александрийский и экзегетическая литература поздней античности

  12. Стоическая диатриба: прагматика, стилистика, топика

  13. Эпистолярные жанры философской прозы: представители и особенности

  14. Христианские апологеты и апологетическая литература античности

  15. Жанр похвалы и его рецепция в христианской литературе

  16. Трансформация образа философа-неоплатоника в жизнеописаниях Порфирия, Евнапия и Марина

  17. Эпидиктические жанры эпохи «второй софистики»

  18. Литературные и философские источники «Бесед на Шестоднев» Василия Великого

  19. Риторические школы и их место в образовательной системе античности

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях по их активности в дискуссиях, правильности ответов на вопросы преподавателя. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов по качеству письменной работы (реферат) и устной ее презентации в виде доклада на семинаре. Тема доклада, как правило, совпадает с темой реферата, однако по согласованию с преподавателем студент может устно представить другую тему. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 0,4·Осам.работа + 0,6·Оауд;
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,6·Отекущий
Студенты, имеющие высокую оценку за аудиторную и за письменную работу (8-10 баллов) получают «автомат». Студент, чья текущая оценка за работу на семинаре и за письменную работу не превышает «4», не может получить на зачете оценку выше «5».

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


История философии: Запад-Россия-Восток : Учеб. для студентов вузов / Под ред. проф. Н. В. Мотрошиловой. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 19951. Т. 1: «Философия древности и средневековья».

Электронная версия доступна по ссылке: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000004/index.shtml


11.2Основная литература


  • Шичалин Ю.А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 1997.

  • Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980.



11.3Дополнительная литература


См. выше литературу к каждой конкретной теме.

11.4Справочники, словари, энциклопедии


  1. Новая философская энциклопедия: в 4-х тт. М., 2000-2001; 2004; 2010.

11.5Программные средства


    Не используются.

11.6Дистанционная поддержка дисциплины

Библиотека античных текстов: http://ancientrome.ru/



12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Проектор (для лекций и семинаров)

скачать файл



Смотрите также: