misle.ru страница 1
скачать файл
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии




Программа научно-исследовательского семинара

Диалоги Платона «Софист» и «Парменид»

Для специальности 030100.68 «Философия» подготовки магистра

Автор программы:

Михайловский А.В., к.ф.н., доцент кафедры истории философии

amichailowski@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры истории философии «___»___10_________ 2013 г

Зав. кафедрой Руткевич А.М.
Рекомендована секцией УМС «Философия» «___»____11________ 2013 г

Председатель Кашников Б.Н.


Утверждена УС факультета философии «___»_____________2013 г.

Ученый секретарь Макарова И.В. ________________________ [подпись]

Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030100.68 «Философия» подготовки магистра.

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ http://www.hse.ru/standards/rup/archive/?fid=24278.

  • Рабочим учебным планом университета для специальности «Философия» (030100.68) подготовки магистра, программа «Философская антропология»..

2 Цели освоения дисциплины

Целями научно-исследовательского семинара по диалогам Платона «Софист» и «Парменид» является.

– ознакомление студентов с основными приемами историко-философского анализа античного философского текста;

– демонстрация современного состояния платоноведения (вопросы хронологии, атрибуции, «неписаного учения»);

– представление историко-философскую проблематики в контексте интеллектуальной истории (история античного платонизма в институциональном аспекте);

– выявление значения платоновской диалектики для дальнейшего развития истории философии;

– представление ключевых интерпретаций этих (по традиции считающихся наиболее сложными) диалогов Платона в истории европейской философии (неоплатоники, Гегель, Хайдеггер);

– ознакомление студентов с принципами философской герменевтики;

– углубление знания греческой философской терминологии.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
– знать композицию диалогов и иметь представление об основных приемах платоновской диалектики (последовательное сведение понятий в высшие роды и разделение родов на входящие в них низшие видовые понятия; выдвижение предположений/гипотез и их проверка; метод диэрезы, или разделения объема понятия на две части); знать платоновскую логику пяти «высших родов сущего».

– иметь представление о платоновской теории идей и внутриакадемических спорах относительно выводов из этой теории (позиция Евдокса, гипостазирование универсалий);

– знать аристотелевскую критику Платона и академиков (гипотезы Г. Чернисса и Д.Аллена);

– знать неоплатонические комментарии к «Пармениду» (Прокл, Дамаский), иметь представление о проблеме онтологизации гипотез «Парменида» в философии неоплатонизма;

– уметь использовать исторические, филологические и философские методы анализа в конкретном исследовательском контексте;

– получить навыки самостоятельной работы с текстом как духовно-историческим источником.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общенаучная

ОНК-3

Обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач

Чтение первоисточников и комментирующей литературы, выступления с докладами, участие в дискуссиях.

Инструментальная


ИК-1



Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности



Семинары, доклад, дискуссия.

Социально-личностная


СЛК-1

Убедительно оформить

готовность к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе



Семинары, доклад, дискуссия

Социально-личностная

СЛК-2

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Семинары, доклад, дискуссия

Профессиональная

ПК-4


Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории зарубежной философии (античный и средневековый периоды)

Лекции, семинары, участие в дискуссиях, выступление с докладом,

Профессиональная

ПК-11

    Знание различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности



Лекции, семинары, подготовка рефератов, доклады

Профессиональная

ПК-12

Владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями

Чтение первоисточников и комментирующей ли литературы

Профессиональная

ПК-13

Владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний

Доклады, презентации, дискуссии, конспекты.

Профессиональная

ПК-14

Способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке)

Семинарские занятия, конспекты, эссе/рефераты, чтение первоисточников и комментирующей ли литературы



4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин обеспечивающих подготовку по направлению «Философия».


5 Тематический план учебной дисциплины





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

«Софист» и «Парменид» в контексте Платоновского корпуса

2

0

2

0

0

2

«Софист». Принципы платоновской диалектики.

5

0

0

5

0

3

«Софист». Пять «высших родов»

6

0

6

0

0

4

«Парменид». Пять аргументов против учения об идеях

4

0

4

0

0

5

«Парменид». Восемь «гипотез»

6

0

6

0

0

6

Неоплатонические комментарии к «Пармениду».

3

0

3

0

0

7

Интерпретации «Софиста» у Гегеля и Хайдеггера

3

0

3

0

0




ИТОГО:

27

0

27

0

0

6 Формы контроля знаний студентов



Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (обсуждение и комментирование текстов, доклады, ответы на вопросы, диспуты и т.п.), итоговая контрольная работа
7 Содержание дисциплины

Семинар 1. Диалоги «Софист» и «Парменид» в контексте Corpus Platonicum и в связи с историей платонизма.
Некоторые аспекты платоноведения. Corpus Platonicum: история формирования. – «Платоновский вопрос»: биографическая и стилометрическая модели, «тюбингенская революция» в платоноведении, реконструкция Х. Теслефа, реконструкция Т.В. Васильевой. – Интеллектуальная (институциональная) история платонизма (Ю.А. Шичалин).
Семинар 2. «Софист», 216a–236c
Композиция диалога. – Задача определения софиста. Постановка вопроса об истине и лжи и его зависимость от вопроса о соотношении бытия и небытия. – Метод diairesis’а (дихотомического деления) в контексте академических упражнений (Спевсипп). Предварительные определения софиста.
Семинар 3. «Софист», 236d–259d
Определение «истинного» и «ложного мнения» (alethe doxa, pseude doxa) посредством использования диалектики. – История философии как «борьба гигантов за бытие»: критика «детей Земли» и «друзей идей». – Выведение пяти «главных родов сущего» – ta megista gene (бытие, покой, движение, тождество, различие). – Платоновская критика монизма Парменида. Небытие (to me on) как иное (heteron). Возможные переводы понятия me on: «квази-бытие», «недо-бытие».
Семинар 4. «Софист», 259e–268d
Понятие logos’а у Платона. Значение логоса (ядро греческой онтологии) для понимания бытия и небытия. Возможность лжи в речах, мнениях и представлениях. – «Подражание, соединенное с мнением» (doxa) и «подражание, соединенное со знанием» (episteme). «Творение образов» и «творение призраков». Tekhne sophistike как tekhne doxastike. Окончательное определение софиста. Противопоставление софиста (sophistes) и мудреца (sophos).
Семинар 5. «Парменид», 126a–135b
Композиция диалога. Краткое изложение учения Парменида и Зенона. – Аргументы против теории идей. Аргумент 1 (130e-131e), аргумент 2 (132a-b) – аргумент «третьего человека» (tritos anthropos), аргумент 3 (132b-c), аргумент 4 (132c-133a), аргумент 5 (133a-134e). – Первая часть диалога «Парменид» как отражение внутриакадемических дискуссий вокруг учения об идеях. – Аристотелевская критика теории methexis’а и дуализма идей и явлений.
Семинар 6. «Парменид», 135d–160b
Разные аспекты отношения единого и многого (вопрос о многом в его значении для себя и для одного, вопрос об одном в его значении для самого себя и для многого). – Принципы выделения (дедукции) гипотез. – Гипотезы 1–4 («Ei hen estin …»).
Семинар 7. «Парменид», 160b–166c
Гипотезы 4–8 («Ei hen me estin …»). Онтологизация гипотез «Парменида» в философии неоплатонизма (Плотин). Вопрос о «реальном предмете» гипотез и иерархическая шкала действительных предметов. Девять гипотез «Парменида» (на материале комментариев Прокла и Дамаския).
Семинар 8. Конфликт интерпретаций: Хайдеггер vs. Гегель
Гегель: «Софист» как источник диалектики бытия и небытия. «Бытие» и «ничто» как моменты истинного бытия, становления. Истина бытия как негативность бесконечного самообоснования субъекта. – Хайдеггеровская интерпретация «Софиста» (1924): логос как подлинный способ истинствования/непотаенности (dialegesthai как aletheuein) и способ сокрытия в толках (verdeckendes Gerede). «Конкретное здесь-бытие» (Dasein) философа и софиста.
Литература
Источники:
Plato. Parmenides. Vol. IV // Loeb Classical Library. Harvard University Press.

Plato. Sophist. Vol. VII // Loeb Classical Library. Harvard University Press*
Платон. Софист // Платон. Сочинения: В 4-х тт. Т. 2. / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М., 1990. (Переиздание: СПб., 2006–2008).

Платон. Парменид // Платон. Сочинения: В 4-х тт. Т. 2. / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М., 1990. (Переиздание: СПб., 2006–2008).

Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. М., 1976.

Аристотель. Метафизика / Пер. и прим. А.В. Кубицкого. Ростов-на-Дону, 1999.

Дамаский. Комментарий к «Парменид» Платона. Пер. с древнегреческого, статья, комментарий и указатели Л. Ю. Лукомского СПб.: Мир, 2008.

Плотин. Трактаты 1–11. Пер., пред., комм. Ю.А. Шичалина. М.: ГЛК, 2007.

Прокл Диадох. Комментарий к «Пармениду» Платона. Пер. Л. Ю. Лукомского. СПб., 2006.
*Эти двуязычные издания (др.греч./англ.) доступны в библиотеке на Мясницкой: http://library.hse.ru/.
Общие исследования и интерпретации:
Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

Ахутин А.В. Античные начала философии. СПб.: Наука, 2007.



Богатов М.А. Манифест онтологии. М.: Скимен, 2007.

Брейе Э. Философия Плотина. СПб., 2012.

Васильева Т. В. Афинская школа философии. М., 1985.

Васильева Т. В. Путь к Платону. М., 1999.

Виндельбанд В. Платон. // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. – М.: «Юристъ», 1995.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ). М.: Наука, 1980.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга 2. СПб.: Наука, 1994.

Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб., 1997.

Диллон Дж. Наследники Платона. СПб., 2005.

Доброхотов А.Л. Категории бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.7, кн.1, 2 [последние века]. М., 1980. С. 211–212; 271–294.

Лошаков Р.А. Различие и тождество в греческой и средневековой онтологии. СПб., 2007.

Слезак Т. А. Как читать Платона / Пер. с нем., предисл. и примеч. М. Е. Буланенко. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2008.

Шичалин Ю.А. История античного платонизма. М.: Греко-латинский кабинет, 2002.
Allan D.J. “Aristotle and Parmenides”, in: Aristotle and Plato in the mid-forth century. Goteborg 1960.

Allan D. J. The philosophy of Aristotle. 2nd ed. London, New York, Oxford U.P., 1970.

Dillon J. The Heirs of Plato. Oxford 2003.

Gadamer H.-G. Hegels Dialektik, Tübingen 1980.

Guthrie W. C. K. A History of Greek Philosophy: Volume 4, Plato. Cambridge U.P., 1989.

Halfwassen J. Der Aufstieg zum Einen - Untersuchungen zu Platon und Plotin. K.G. Saur Verlag, München und Leipzig 2006.

Heidegger M. Platon: Sophistes. Gesamtausgabe Band 19. Frankfurt am Main 1992

Moravcsik J. M. E. Plato and Platonism. Oxford: Blackwell, 1992.

Natorp P. Platos Ideenlehre, Hamburg 1994.

Riedel M. (Hg.). Hegel und die antike Dialektik, Frankfurt am Main 1990.
Исследовательская литература по диалогам «Софист» и «Парменид», отдельные проблемы, комментарии
Бородай Т.Ю. «Парменид» [словарная статья] // Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. Т. 3. М.: Мысль, 2001. С. 203–204.

Бородай Т.Ю. «Софист» [словарная статья] // Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. Т. 3. М.: Мысль, 2001. С. 603–604.

Мочалова И.Н. Метафизика Ранней Академии и проблемы творческого наследия Платона и Аристотеля // AKADEMEIA. Выпуск 3. / Под ред. Р.В.Светлова и А.В.Цыба. СПб., 2000. С.264–288.

Allen R.E. Plato’s “Parmenides” Translation and Analysis. Oxford, 1983

Cherniss H. ”Parmenides and the Parmenides of Plato“, in: American Journal of Philology 53, 1932, S. 122–138.

Cherniss H. Aristotle’s Criticism of Plato and the Academy. Baltimore: Johns Hopkins Press, 1944.

Cherniss H. The Riddle of the Early Academy. Berkeley: University of California Press, 1945.

Cornford F.M. Plato’s Theory of Knowledge, London: Routledge & Kegan Paul, 1935.

Gill M.L., Rysan P. Plato’s Parmenides. Indianapolis, 1996.

Kolb P. Platons Sophistes. Würzburg 1997

Frede M. “Plato’s Sophist on False Statements”, in: The Cambridge Companion to Plato, R. Kraut (ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1992. P. 397-424.

Sayre K.M. Plato’s Late Ontology: A Riddle Resolved. Princeton, 1983.

Vlastos G. “An Ambiguity in the Sophist”, in: Platonic Studies, G. Vlastos, Princeton: Princeton University Press. 1973270-322.

Vlastos G. “The Third Man Argument in the "Parmenides”, in: The Philosophical Review, 1954. Vol. 63. P. 319 -349.

White N. P. Plato’s Sophist, Transl. with Introduction and Notes. Indianapolis, 1993.
Вспомогательная учебная литература*:
Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1998.

Греческая философия. Т. 1. / Под ред. М. Канто-Спербер. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006. Ч. 3. Платон.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность СПб., 1994.

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.
*На интернет-сайте факультета также доступен учебник по истории философии на английском языке «Routledge History of Philosophy». О Платоне глава Р. Хейнамэна в 1-м томе.

http://new.hse.ru/C10/C5/kaf-iph/default.aspx?dID=8
Справочники:
Античная философия. Энциклопедический словарь / Под ред. М.А. Солоповой. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. М.: Мысль, 2000–2001.



Контрольные вопросы


  1. Платон: биография, сочинения, проблема Corpus Platonicum.

  2. «Писаное» и «неписаное» учение Платона как историко-философская проблема.

  3. В чем заключается платоновская концепция диалектики? В чем ее отличие от диалектики Зенона, софистов, Сократа?

  4. Каким образом Платон классифицирует виды знания?

  5. Какова роль понятия logos в гносеологии Платона?

  6. Каковы основные методы и приемы диалектики, которая развивалась в Академии Платона?

  7. Определения софиста в диалоге «Софист» как диалектические упражнения.

  8. Учение Парменида о бытии и его критика в диалоге «Софист».

  9. В чем отличие «учения об идеях» в диалогах «Федон», «Федр», «Государство», с одной стороны, и в «Софисте» и «Пармениде», с другой? Чем объясняются эти различия?

  10. С какими «апориями» сталкивается Платон в диалоге «Софист», задавая вопрос о возможности лжи?

  11. В чем заключается «диалектика» пяти высших родов сущего по диалогу «Софист»?

  12. Какую онтологическую проблему решает Платон, соотнося «небытие» с категорией «иного»?

  13. Каково итоговое определение софиста в диалоге «Софист» и в чем заключается его полемический смысл?

  14. Каковы пять аргументов против учения об идеях в диалоге «Парменид»?

  15. Как критика теории идей в диалоге «Парменид» может быть соотнесена с дискуссиями внутри Академии?

  16. В чем заключается критика Аристотелем платоновского учения об идеях?

  17. По какому формальному принципу построены 8 «гипотез» диалога «Парменид»?

  18. Что означает онтологизация «гипотез» платоновского «Парменида»?

  19. Как вторая часть диалога «Парменид» соотносится с неоплатоническим учением об эманации?

  20. В чем значение диалогов «Софист» и «Парменид» для классической (Гегель) и постклассической (Хайдеггер) философии?
скачать файл



Смотрите также: