misle.ru страница 1
скачать файл





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

СК РГУТИС

________

Лист из 17









УТВЕРЖДАЮ




Зам.председателя НМС,

проректор, д.с.н., проф. Т.Н.Ананьева

______________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Шифр

Наименование дисциплины

Б2.В.ДВ.2.1

СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА




Код по ОКСО

Наименование направления подготовки (ООП)

Квалификация (степень) выпускника

100400.62

Туризм

бакалавр

Разработчики:

должность

подпись

ученая степень и звание, ФИО

профессор

кафедра «Общетехнические и естественнонаучные дисциплины»




Д.х.н., проф. Ханчич О.А.


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры:

должность

подпись

ученая степень и звание, ФИО

заведующий кафедрой «Общетехнические и естественнонаучные дисциплины»




к.т.н., Александров Е.Б.


Рабочая программа согласована и одобрена руководителем ООП:

должность

подпись

ученая степень и звание, ФИО

Директор Института туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал)




к.т.н., доцент Субботина Е.В.


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании НМС:

должность

подпись

ученая степень и звание, ФИО

и.о. начальника методического отдела




к.т.н. Князева Т.Н.

Год утверждения (переутверждения)

2012

2013

2014

2015

2016

Номер и дата

протокола НМС






















Аннотация рабочей программы

Дисциплина «Современная научная картина мира» является дисциплиной по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 100400.62 "Туризм". Дисциплина реализуется на факультете туризма и гостеприимства кафедрой «Общетехнических и естественнонаучных дисциплин».

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с:


  • основными проблемами, идеями и теориями естественных наук;

  • научными принципами, методами и моделями познания.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

ОК-3: способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

ОК-4: владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме реферата с презентацией, аудиторной контрольной работы и теста, промежуточный контроль в форме теста.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (18 ч.) занятия, практические (18 ч.) занятия, самостоятельная работа студента (72 ч.), из них интерактивные занятия: практические занятия – 8 ч.



1. Цели и задачи дисциплины:

Цель курса: подготовить бакалавра, обладающего целостной системой научных знаний об окружающем мире, сформировать представления об устройстве мира, в котором живёт человек, как «работают» в нём законы природы, развить любовь и уважение к происходящим в природе процессам, а также законам, по которым они совершаются, что позволяет взглянуть на деятельность человека и её последствия в организованном мире, а также помогает бороться с мистическими представлениями.

Задачи курса: в результате теоретического изучения дисциплины и практической работы студент должен:


  • понимать место науки в современном мире;

  • знать научные методы и принципы познания в естествознании;

  • знать законы природы и их особенности;

  • иметь представление о картинах мира;

  • знать концепции самоорганизации и фундаментальные концепции физического и квантово-механического описаний;

  • иметь представления о Вселенной и современной естественно-научной картине мира.

2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Современная научная картина мира» относится к дисциплинам по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла дисциплин подготовки студентов.

  • сформированность основ целостной научной картины мира;

  • формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

  • создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;

  • сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;

  • сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

  • сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира.

Дисциплина «Современная научная картина мира» является предшествующей для следующих дисциплин: философия; мировая культура и искусство; основы научных исследований и творчества; методы научных исследований.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:





пп

Индекс компе-тенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать

уметь

владеть

1

ОК-4

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Сущность, терминологию и структуру естественнонаучного знания, функции и методы исследований.

Анализировать и применять сущность современной научной картины мира в профессиональной и других видах деятельности, знания и закономерности развития процесса становления представлений о мире.

Системным мышлением, методами философских и естественнонаучных исследований, приёмами и методами анализа проблем и явлений.

2

ОК-3

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности

Закономерности, основные события и особенности становления представлений о картине мира с древнейших времён до наших дней;

формировать и совершенствовать свои взгляды и убеждения, анализировать гражданскую и мировоззренческую позицию людей, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности.

Методами анализа причинно-следственных связей процессов и явлений, умение использовать исторический опыт, национальное и мировое культурное наследие в профессиональной деятельности и личностном развитии;

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3   зачетных единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Полная форма

2 семестр

Аудиторные занятия (всего)

36

36

В том числе:







Лекции

18

18

Практические занятия

18

18

Семинары







Лабораторные работы







Самостоятельная работа (всего)

72

72

В том числе:







Подготовка к контрольной работе

9

9

Подготовка реферата с презентацией

15

15

Подготовка докладов с презентациями

21

21

Подготовка к тестированию

12

12

Подготовка к интерактивным практическим занятиям

15

15

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




экзамен

Общая трудоемкость час

з.е.


108

108

3

3

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование блока (раздела)

Наименование тем блока (раздела) дисциплины

Лекции

Практические занятия

СРС

Всего

1.

Наука и её роль в современном мире. Научный метод и принципы познания естественных наук. Законы природы и их особенности.

1.1. Цивилизация, культура, наука. Природа и её изучение, естествознание. Значение естествознания в современном мире. Особенности современной науки.

1.2. Особенности и методы научного познания. Научный метод - основа науки. Принципы познания в естествознании.

1.3. Универсальность законов природы. Фундаментальность вероятностных закономерностей. Математическая гармония природы. Язык и реальность в современной физике.


2

2

2



2

2

2



8

8

8



12

12

12



2

Картины мира. Концепция самоорганизации и универсальный эволюционизм. Фундаментальные концепции физического описания.

2.1. Разные способы видеть мир, мировоззрение. Механическая и электромагнитная картины мира. Кризис физики и «новейшая революция в естествознании». Научные революции.

2.2. Синергетика и становление нового понимания мира. Универсальный (глобальный) эволюционизм.

2.3. Материя, движение и взаимодействие, структурная организация материи. Концепции атомизма и поля. Концепции пространства и времени.


2

2

2



2

2

2



8

8

8



12

12

12



3

Квантово-механические концепции описания природы. Динамическая вселенная. Современная естественно-научная картина мира.

3.1. Предмет изучения квантовой физики. Основные идеи и принципы квантовой механики. Квантовая лестница. Элементарные частицы как глубинный уровень организации материи.

3.2. Космология. Расширяющаяся Вселенная. Горячая Вселенная. Антропный принцип и эволюция Вселенной.

3.3. Современная физическая картина мира. Смена естественно-научной традиции. Современный рационализм. Наука и искусство - два способа познания мира.


2

2

2



2

2

2



8

8

8



12

12

12



5.2. Практические занятия

п/п

Наименование блока (раздела) дисциплины

Наименование практического занятия

Трудоёмкость в часах

1

Наука и её роль в современном мире. Научный метод и принципы познания естественных наук. Законы природы и их особенности.

1.1. Цивилизация, культура, наука. Природа и её изучение, естествознание. Значение естествознания в современном мире. Особенности современной науки.

1.2. Особенности и методы научного познания. Научный метод - основа науки. Принципы познания в естествознании.

1.3. Универсальность законов природы. Фундаментальность вероятностных закономерностей. Математическая гармония природы. Язык и реальность в современной физике.


2

2

2



2

Картины мира. Концепция самоорганизации и универсальный эволюционизм. Фундаментальные концепции физического описания.

2.1. Разные способы видеть мир, мировоззрение. Механическая и электромагнитная картины мира. Кризис физики и «новейшая революция в естествознании». Научные революции.

2.2. Синергетика и становление нового понимания мира. Универсальный (глобальный) эволюционизм.

2.3. Материя, движение и взаимодействие, структурная организация материи. Концепции атомизма и поля. Концепции пространства и времени.


2

2
2


3

Квантово-механические концепции описания природы. Динамическая вселенная. Современная естественно-научная картина мира.

3.1. Предмет изучения квантовой физики. Основные идеи и принципы квантовой механики. Квантовая лестница. Элементарные частицы как глубинный уровень организации материи.

3.2. Космология. Расширяющаяся Вселенная. Горячая Вселенная. Антропный принцип и эволюция Вселенной.

3.3. Современная физическая картина мира. Смена естественно-научной традиции. Современный рационализм. Наука и искусство - два способа познания мира.


2

2

2



5.3. Самостоятельная работа студента

п/п

Наименование блока (раздела) дисциплины

Виды СРС

Трудоёмкость в часах

1

Наука и её роль в современном мире. Научный метод и принципы познания естественных наук. Законы природы и их особенности.

Подготовка докладов с презентацией

7

Подготовка к интерактивным практическим занятиям

5

Подготовка реферата

12

2

Картины мира. Концепция самоорганизации и универсальный эволюционизм. Фундаментальные концепции физического описания.

Подготовка к интерактивным практическим занятиям

5

Подготовка докладов с презентацией

7

Подготовка к аудиторной контрольной работе

9

Подготовка презентаций по теме реферата

3

3

Квантово-механические концепции описания природы. Динамическая вселенная. Современная естественно-научная картина мира.

Подготовка к интерактивным практическим занятиям

5

Подготовка докладов с презентацией

7

Подготовка к тестированию

12

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

6.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств



пп

Вид контроля и аттестации

и наименование блока (раздела) дисциплины

Оценочные средства

форма

Количество вопросов в задании

Количество независи-мых вариантов

1

Текущий контроль

Наука и её роль в современном мире. Научный метод и принципы познания естественных наук. Законы природы и их особенности.

Реферат

1

80

2

Текущий контроль

Картины мира. Концепция самоорганизации и универсальный эволюционизм. Фундаментальные концепции физического описания.

Контрольная работа

5

30

3

Текущий контроль

Квантово-механические концепции описания природы. Динамическая вселенная. Современная естественно-научная картина мира.

Письменный опрос в виде тестирования

10

30

4

Промежуточ-ная аттестация

Блоки 1-3

Тест

20

20

6.2. Примеры оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине

6.2.1. Текущий контроль

Образцы тем рефератов

  1. Научные революции, их специфика.

  2. Зарождение атомистических представлений.

  3. Экспериментальные доказательства реальности идей атомизма.

Образцы контрольных работ

Блок 2. Картины мира. Концепция самоорганизации и универсальный эволюционизм. Фундаментальные концепции физического описания.

Вариант 1

1. Какие картины мира различают?

2. Перечислите основные принципы механической картины мира.

3. Назовите два принципиальных вида существующих систем.



Вариант 2

1. Дайте характеристику научной картине мира.

2. Перечислите основные черты электромагнитной картины мира.

3. Что такое энтропия?



Вариант 3

1. Объясните разницу в понятиях «картина мира» и «мировоззрение».

2. Охарактеризуйте открытые неравновесные системы.

3. Что такое частица?



Образцы тестовых заданий

Блок 3. Квантово-механические концепции описания природы. Динамическая вселенная. Современная естественно-научная картина мира.

Вариант 1

1. Объектами изучения квантовой физики - это:

а) микрообъекты;

б) макрообъекты;

в) нестабильные частицы;

г) стабильные частицы.

2. Соотношение неопределённости сформулировал:

а) В.Гейзенберг;

б) Н.Бор;

в) А.Эйнштейн;

г) М.Планк.

3. Какая частица имеет отрицательный заряд?

А) нейтрон;

б) нейтрино;

в) протон;

г) электрон.

4. Спин какой частицы равен ½?

А) протон;

б) фотон;

в) К-мезон;

г) гравитон.

5. Глобальный эволюционизм свидетельствует о том, что:

а) процессы во Вселенной необратимы;

б) Вселенная усложняется;

в) Вселенная расширяется;

г) процессы во Вселенной принципиально незавершены.

6. К нестабильным частицам относятся:

а) электроны;

б) фотоны;

в) протоны;

г) гравитоны.

7. Какое свойство зависит от способа наблюдения?

А) масса;

б) заряд;

в) импульс;

г) спин.


8. Какая последовательность условий названа квантовой лестницей?

А) малая энергия требуется, чтобы изменить состояние большой молекулы и огромная энергия требуется, чтобы изменить состояние внутри атомного ядра;

б) большая энергия требуется, чтобы изменить состояние большой молекулы и малая энергия требуется, чтобы изменить состояние внутри атомного ядра;

в) с увеличением температуры скорость частиц увеличивается ступенчато;

г) для существования живой материи требуется определённый интервал температур, изменяющийся ступенчато.

9. Спин какой частицы равен 2?

А) протон;

б) фотон;

в) К-мезон;

г) гравитон.

10. Какой модели Вселенной не существует?

А) стационарная;

б) пульсирующая;

в) вечно расширяющаяся;

г) с замедляющимся расширением.

Вариант 2

1. К стабильным частицам относятся:

а) глюоны;

б) гравитоны;

в) фотоны;

г) кварки.

2. Общий принцип дополнительности сформулировал:

а) В.Гейзенберг;

б) Н.Бор;

в) А.Эйнштейн;

г) М.Планк.

3. Какая частица имеет положительный заряд?

А) нейтрон;

б) нейтрино;

в) протон;

г) электрон.

4. Спин какой частицы равен 1?

А) протон;

б) фотон;

в) К-мезон;

г) гравитон.

5. Мир является:

а) нелинейным;

б) замкнутым;

в) линейным;

г) спиральным.

6. Для изменения состояния атома необходима энергия:

а) равная энергии, необходимой для изменения состояния молекулы

б) меньше энергии, необходимой для изменения состояния молекулы

в) больше энергии, необходимой для изменения состояния молекулы

г) больше энергии, необходимой для изменения состояния ядра

7. Соотношение Гейзенберга математически описывает:

а) зависимость массы тела от скорости

б) траекторию движения р-электронов

в) искривление пространства-времени

г) невозможность выполнения некоторых измерений одновременно

8. Какие частицы участвуют только в сильном взаимодействии?

А) электроны

б) фотоны

в) лептоны

г) адроны

9. Какое взаимодействие не зависит от природы материальных объектов, является универсальным?

А) гравитационное

б) электромагнитное

в) сильное

г) сильное

10. Большинство микрообъектов:

а) нестабильны

б) стабильны

в) нейтральны

г) не имеют массы покоя

Вариант 3

1. Квантовая физика изучает:

а) макрообъекты

б) микрообъекты

в) электроны

г) движение субатомных частиц

2. Чему равна масса покоя электрона?

А) 9,1×10-28 кг

б) 9,1×10-28 мг

в) 9,1×10-28 нг

г) 9,1×10-28 г

3. Большинство микрообъектов:

а) нестабильны

б) стабильны

в) нейтральны

г) не имеют массы покоя

4. Процессы, происходящие в микромире, относятся к явлениям, почти полностью лежащим:

а) на пределе чувственных восприятий

б) за пределами чувственных восприятий

в) в пределах чувственных восприятий

г) определены чувственными восприятиями

5. Свет излучается:

а) Солнцем

б) постоянно

в) дискретно

г) квантами

6. Соотношение Гейзенберга математически описывает:

а) невозможность выполнения некоторых измерений одновременно

б) зависимость массы тела от скорости

в) траекторию движения р-электронов

г) искривление пространства-времени

7. Для изменения состояния атома необходима энергия:

а) равная энергии, необходимой для изменения состояния молекулы

б) меньше энергии, необходимой для изменения состояния молекулы

в) больше энергии, необходимой для изменения состояния молекулы

г) больше энергии, необходимой для изменения состояния ядра

8. Какая частица имеет отрицательный заряд?

А) нейтрон

б) протон

в) электрон

г) нейтрино

9. Какие частицы участвуют только в слабом взаимодействии?

А) фотоны

б) электроны

в) адроны

г) лептоны

10. Какое взаимодействие не зависит от природы материальных объектов, является универсальным

а) гравитационное

б) электромагнитное

г) сильное

д) слабое

6.2.1. Промежуточная аттестация (экзамен)

Промежуточная аттестация проводится с использованием балльно-рейтинговой технологии.



По результатам выполнения предусмотренных рабочей программой самостоятельной работы и контрольных мероприятий из учебно-тематического рейтинг-плана дисциплины экзамен проставляется автоматически: блок 1 - реферат, блок 2 - контрольная работа, блок 3 - тестирование.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


7.1. Основная литература

№ п/п

Наименование

Авторы

Место издания

Год изданияия

Наличие

в научно-техни-ческой библио-теке, экз.

в ЭБС, адрес в сети Интернет

1.

Концепции современного естествознания

Саксонов С.В., Бочкарева Т.С., Бочкарев А.И., Дубнищева Т.Я., Ратникова В.П., Лавриненко В.Н., Звягинцева Е.И., Звягинцева Е.И.

М.: КНОРУС

2011

30




2.

Метафизика. Век XXI. Альманах. Вып. 3 : наука, философия, религия [Электронный ресурс] / под ред. Ю. С. Владимирова.

Владимиров Ю.С.

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 440 с. : ил. – ISSN 1995-1574, ISBN 978-5-9963-0179-9.

2010




http://znanium.com/

3.

Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А. П. Садохин. – 2-е изд., перераб. И доп.

Садохин, А.П.

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 447 с. – ISBN 978-5-238-01314-5.

2012





http://znanium.com/

4.

Турбулентность и самоорганизация. Проблемы моделирования космических и природных сред [Электронный ресурс] / А. В. Колесниченко, М. Я. Маров. – 2-е изд. (эл.).

Колесниченко, А. В.

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 632 с. : ил., [16] с. Цв. Вкл. – 70х100/16. – (Математическое моделирование). – ISBN 978-5-9963-0800-2.

2012




http://znanium.com/

5.

Геометрофизика [Электронный ресурс] / Ю. С. Владимиров. – 2-е изд., испр.

Владимиров Ю.С.

М.: БИНОМ. Лабораториязнаний, 2010. – 536 с. : ил. – ISBN 978-5-9963-0303-8.

2010




http://znanium.com/

6.

Метафизика [Электронный ресурс] / Ю. С. Владимиров. – 3-е изд. (эл.).

Владимиров Ю.С.

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 568 с. : ил., [16] с. Цв. Вкл. – ISBN 978-5-9963-0909-2.

2012




http://znanium.com/

7.

Естествознание: учебник

А.Л. Петелин, Т.Н. Гаева, А.Л. Бреннер.

М.: Форум, 2010. – 256 с.: ил.; 60x90 1/16. – (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-91134-417-7, 2000 экз.

2010




http://znanium.com/

7.2. Дополнительная литература

№ п/п

Наименование

Авторы

Место издания

Год издания

Наличие

в научно-технической библиотеке, экз

в ЭБС, адрес в сети Интернет

1.

Концепции современного естествознания. Основной курс в ответах и вопросах.

Дубнищева Т.Я.

Сибирское унив. Изд.-во, Новосибирс

2003

30




2.

Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф..

М.,.- 275 с. ISBN 5-201-01853-Х

1994




http://znanium.com/

3.

Основы современного естествознания и экологии

Тимофеева С.С.

Феникс, Р.н.Д.

2004

30




7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Электронно-библиотечная система http://znanium.com/

Поисковые системы: http://www.yandex.ru/, http://www.google.ru/

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

В электронном виде имеется рабочая программа курса, методические рекомендации для преподавателя, по проведению практических занятий и для самостоятельной работы студента, фонд оценочных средств.



8.1. Требования к аудиториям для проведения занятий

Аудитории для практических занятий должны быть снабжены мультимедийным оборудованием для показа презентаций докладов и лекций и фильмов по тематикам лекционных и практических занятий.



8.2. Требования к специализированному оборудованию

Необходимо мультимедийное оборудованием для показа презентаций и обучающих фильмов.



9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

22,2 % интерактивных занятий от объема аудиторных занятий по дисциплине

п/п

Наименование блока (раздела) дисциплины

Наименование видов занятий

Трудоемкость в часах

Образовательные технологии

1.

Наука и её роль в современном мире. Научный метод и принципы познания естественных наук. Законы природы и их особенности.

Практические занятия

1

Выступление

Практические занятия

1

Работа в группах

2.

Картины мира. Концепция самоорганизации универсальный эволюционизм. Фундаментальные концепции физического описания.

Практические занятия

1

Выступление

Практические занятия

2

Работа в группах

3.

Квантово-механические концепции описания природы. Динамическая вселенная. Современная естественно-научная картина мира.

Практические занятия

1

Выступление

Практические занятия

2

Работа в группах

10. Блоки (разделы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ блоков (разделов) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

1

Основы научных исследований и творчества




+

+

2

Методы научных исследований




+

+




© РГУТиС
скачать файл



Смотрите также: