misle.ru страница 1
скачать файл


МБОУ «КУРУМКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

«Семь чудес света»

Гатапова Инга Валерьевна

Библиотекарь

2013 г.


ТЕМА «Семь чудес света»
Цель: развитие эстетического вкуса учащихся, расширение их представлений о культуре древнего мира.

Форма: заочное путешествие.

Подготовительная работа:

  • Отобрать интересные факты, слайды, картины и т.п., рассказывающие о семи великих чудесах света.

  • По возможности оформить аудиторию в соответствующем тому времени стиле.


Содержание классного часа.
1-й ведущий (классный руководитель или старшеклассник)

Семь чудес света - так называют прославленные в древности архи­тектурные сооружения и статуи. От тех далеких времен нас отделяют ты­сячелетия. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Люди создали много такого, о чем древние народы не могли и мечтать. До нас, к сожа­лению, дошло лишь одно из тех прекрасных творений человеческого ра­зума и умелых человеческих рук - египетские пирамиды.



©На экране высвечиваются слайды с изображением пирамид.

2-й ведущий

Филон называл среди чудес света «пирамиды у Мемфиса», боль­шинство авторов - пирамиды «вообще», некоторые - три пирамиды в Гизе, а самые придирчивые считают чудом света только большую пира­миду Хеопса, которую нередко называли Библией в камне. На рассвете, когда ее вершина еще тонет в тумане, пирамида кажется розовато-персиковой, в те редкие минуты, когда горизонт затянут облаками, - се­ровато-черной, а при холодном свете луны она напоминает заснеженную горную вершину.



©На экране высвечивается портрет Наполеона Бонапарта.

1-й ведущий

В 1798 году у подножия каменных гигантов произошло решитель­ное сражение между французами и мамлюками. Французами командовал молодой генерал, возмечтавший затмить славу знаменитейших полко­водцев всех времен и народов. Величие этих гробниц поразило и его. «Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид», - сказал Бонапарт, обращаясь к своему войску, и слова его воодушевили солдат.

По подсчетам Наполеона, каменных блоков от трех пирамид в Гизе хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3 метра и толщиной в 30 сантиметров.

2-й ведущий

В 90 километрах от Багдада находятся развалины Древнего Вави­лона. В VII в. до нашей эры Вавилон был самым большим и богатым го­родом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Ва­вилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца - сады, ставшие легендой. Греки почитали их как одно из семи чудес света.



© Демонстрируется картина, на которой изображены висячие сады Семирамиды.
1-й ведущий

Однако знаменитые висячие сады были созданы не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже по приказу царя Навуходо­носора. Висячие сады были разбиты в северо-восточной части дворца на насыпных террасах, покоящихся на сводах. Своды поддерживались мощ­ными высокими колоннами, расположенными внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение - в их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфаль­том. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом, еще выше -свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие дере­вья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими поло­гими лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигала почти 28 метров и давала достаточно света для растений.

В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав, цветов и кустов. И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в сады воду из Евфрата.

2-й ведущий

Храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе, в Малой Азии, считался третьим чудом света.



® На экране высвечивается слайд с изображением богини Артемиды.

Величайшие древнегреческие мастера изображали Артемиду в мраморе, бронзе и красках. Артемида считалась у греков идеалом жен­ской красоты: она была столь прекрасна, что ей не нужно было и участ­вовать в известном состязании между Афиной, Афродитой и Герой.

Для составления проекта и строительства храма был приглашен из­вестный архитектор Харсифрон из Кносса. Он предложил построить мра­морный храм, опоясанный двойным рядом стройных колонн, но дело ослож­нялось тем, что поблизости не было мрамора. Однако, как часто бывает, по­мог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зеленых холмах недале­ко от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения и, наклонив головы, помчались навстречу друг другу, но промахнулись. Один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так, что от нее отлетел осколок ослепительной белиз­ны. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город. В руках у него оказался... кусок мрамора. Ликующие горожане приветствовали пастуха, облачили его в дорогие одеж­ды, и никому доселе не известный Пиксодор стал знаменитым.

Храм строился почти 120 лет и был закончен около 550 г. до нашей эры.

Святилище было огромно: длиной ПО и шириной 55 метров. Во­круг него возвышались два ряда каменных колонн высотой до 18 метров (по свидетельству Плиния Старшего, их было 127). Двускатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит. По углам крыши размещались четыре мраморных быка гигантских размеров.

Изнутри храм был облицован мраморными плитами, а в центре главного зала стояла статуя Артемиды высотой 15 метров. Основа статуи была деревянной, но сверху она была сплошь покрыта золотыми украше­ниями и драгоценностями.

Фронтон храма, вершина которого отстояла от земли на 25 метров, был роскошно украшен величественной скульптурной композицией из мрамора.

До нас дошло свидетельство о конкурсе на создание скульптуры раненой амазонки. Жители Эфеса пригладили участвовать в нем Фидия (творца знаменитой статуи Зевса в Олимпии), Кресилая (создателя скульптуры Перикла), афинского скульптора. Крадмона и Поликтета из Аргоса, который и одержал победу.

Через 200 лет житель Эфеса Герострат поджег храм Артемиды. Так он хотел увековечить свое имя в истории. Это случилось в ночь рождения Александра Македонского 21 июля 356 г. до нашей эры. Решением соб­рания, «в котором участвовал весь эфесский народ», имя человека, со­вершившего это преступление, должно было навечно исчезнуть из памя­ти людской. В официальных списках о нем говорится просто как об «од­ном безумце», но в IV веке до нашей эры о нем упомянул древнегрече­ский историк Феопомп, и имя Герострата с тех пор стало нарицательным.

1-й ведущий

На юге Греции в храме находилось скульптурное изображение Зев­са - верховного бога древних греков, которое по праву считалось четвер­тым чудом света. Когда Фидий воздвиг статую Зевса в храме, поражен­ные зрители стали спрашивать: по чьему подобию он ее сделал? Сам ли взошел на Олимп, чтобы увидеть Зевса, или же Зевс сошел с Олимпа, чтобы ему показаться? На это великий скульптор отвечал, что изобразил бога согласно Гомеру.



(На экране высвечивается слайд со скульпурным изображением Зевса.)

Каждого посетителя храма прежде всего поражала величина ста­туи. Александрийский поэт Каллимах (III век до нашей эры) утверждал, что высота статуи была 37,5 стопы, самого трона - 30 стоп, а пьедестала - 3 стопы. Таким образом, скульптура была высотой примерно 12,5 мет­ра. Страбону даже храм казался для нее тесным: «Она была столь высо­кой, что, хотя храм и имел немалую высоту, все же казалось, что худож­ник, создавая ее, нарушил пропорции, ибо сидящий Зевс почти касался потолка, и на первый взгляд было ясно, что если бы он захотел встать с трона, то снес бы крышу».

Одеяние и волосы Зевса были из золота, обнаженные части тела -из слоновой кости, трон - из кедра, инкрустированного черным деревом и драгоценными камнями. Основа фигуры была вырезана из дерева, но от глаз посетителей это было скрыто слоновой костью и золотом. На троне Фидий воспроизвел много сюжетов эллинской мифологии и фигуры вполне реальных людей. Но более всего каждого, кто видел статую, вос­хищали те совершенство и мастерство, с которыми Фидий создал фигуру и лик Зевса. Оратор и философ Дион Хрисостом писал о ней: «Если че­ловек, испытавший в своей жизни много несчастий и забот, с душой, пол­ной горечи, предстанет перед статуей Зевса, то он забудет обо всем тяже­лом и страшном, что несет с собой человеческая жизнь». Плиний, соби­равший свидетельства обо всех доступных ему творениях искусства, так говорил об этой статуе: «Много есть прославленных скульптур, но всех превосходит Зевс Олимпийский, созданный Фидием из золота и слоновой кости».

2-й ведущий

В Малой Азии, в столице небольшого Карийского государства Галикарнасе находилось пятое чудо света - великолепная гробница, по­строенная для царя Мавсола его вдовой - царицей Артемисией в середи­не IV века до нашей эры.



® Демонстрируется картина с изображением этого архитек­турного памятника.

Мавзолей удивлял прежде всего своей архитектурной идеей: впер­вые в греческой архитектуре в ней соединялись все три знаменитых стиля -дорический, ионический и коринфский. Основой всего сооружения был огромный пьедестал из мрамора. Современники восхищались его разме­рами, затратами на постройку, но прежде всего непревзойденным совер­шенством его художественного оформления.

Пьедестал имел форму прямоугольника. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы помещались богатые скульптурные украшения. Вершина пирамиды была увенчана площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа - Мавсол с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней. Общая вы­сота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляла 46 метров.

1-й ведущий

В III веке до нашей эры на остров Родос напал македонский царь Демитрий. Однако одолеть свободолюбивых родосцев Деметрию не уда­лось. В память об успешной обороне острова они решили поставить са­мую большую статую на свете. Это шестое чудо света известное под на­званием Колосса Родосского.



©Демонстрируется изображение статуи.

Согласно Филону, Колосс представлял собой мужскую фигуру, стоящую на пьедестале из белого сверкающего мрамора, к которому для устойчивости были прикреплены его ступни такого размера, что сами по себе превышали многие статуи. В вытянутой руке Колосс держал факел. Когда факел зажигали, то днем и ночью он служил маяком. Однако есть и такое описание статуи: могучие ноги юноши были чуть расставлены, ла­донь правой руки приставлена к глазам, в левой руке он держал ниспа­дающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматри­вался вдаль. Голову его украшал венец из расходящихся в стороны лучей.

Статуя простояла более 50 лет, вплоть до землетрясения 225 года до нашей эры. Почти тысячу лет лежала на берегу бухты расколотая статуя.

В наши дни поговаривают о восстановлении древнего чуда. По од­ному из проектов Колосс Родосский будет отлит из алюминия, а в его полой голове предполагается устроить бар для туристов.



2-й ведущий

Известное всем слово «фары» происходит от седьмого чуда света. На острове Фарос в устье реки Нила, рядом с городом Александрией, был около 280 г. до нашей эры построен самый большой маяк древности.



@ Демонстрируется изображение маяка.

Это сооружение имело основание в форме квадрата со сторонами 180-190 метров. На нем стоял большой дворец с четырьмя башнями по углам. Из его центра поднималась массивная четырехугольная башня вы­сотой 70-80 метров, которая постепенно сужалась, заканчиваясь зубцами. На этой башне стояла еще одна, более узкая, но тоже довольно высокая, которая заканчивалась каменной площадкой. На этой площадке по кругу располагались колонны, поддерживавшие конусообразную башню, кото­рую венчала статуя покровителя морей Посейдона высотой 8 метров. На верхушке третьей башни в объемистой бронзовой чаше зажигали огонь, отблеск которого благодаря сложной системе зеркал был виден за 100 миль. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали под­нимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вер­шину маяка въезжали повозки, запряженные ослами. По шахте доставля­ли горючее для маяка.

Высокий маяк служил и наблюдательным пунктом. Сложная сис­тема отражателей использовалась и для обзора морских просторов, по­зволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега.

Александрийский маяк простоял 1500 лет, помогая ориентировать­ся средиземноморским мореплавателям. Маяк страдал от землетрясений и выветривания камня, но во времена императоров Клавдия и Нерона его восстанавливали. Его огонь навсегда потух во время землетрясения в IV веке нашей эры. В самом начале XIV века его разобрали на камни, а на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость.



1-й ведущий

На века и тысячелетия застыли воплощенные в камне мечты и чая­ния человечества о вечной жизни, о стремлении к божественному совер­шенству. Древние камни дворцов, храмов и городов рассказывают нам о великих и трагических страницах истории. Мы вспомнили сегодня о семи прекрасных творениях человека. Большинство из них не пощадило вре­мя, но сберегла память. И мы рады, если сегодняшний наш рассказ на­помнил вам известные и открыл новые страницы в истории и культуре Земли.




скачать файл



Смотрите также: