misle.ru страница 1
скачать файл
Страница № 9.
Табличка НТ 14 линейного письма А.

В «Зале процессий» Кносского дворца посетителям обязательно покажут замечательную фреску, изображающую процессию молодых людей. Поскольку шествие торжественное, то следует второе предположение – готовится жертвенное возлияние. У древних греков и у критян, естественно, любое мало-мальски значимое общественное или семейное мероприятие обязательно начинается с жертвоприношения. Возлияния были самым распространённым видом жертвоприношений. Они совершались и отличались по временам года, целям, обычаям, порядком исполнения, носили разные названия, эти названия уже определяли суть и процедуру возлияния. Совершались: λοιβη – возлияние в честь богов; χοη – возлияние в честь умерших; σπονδη – в честь богов, при государственных мероприятиях и иных случаях, εναγισμος – заупокойная жертва, γενεθλια – праздник с возлиянием в честь дня рождения и т.д., и т.п. Все праздники предполагали жертвоприношения.

Если мы посмотрим исследования учёных о жертвоприношениях в Древней Греции1, то с какой-то долей вероятности можно предположить содержание части сосудов, которые на фреске несут мужчины. Явно, что в самой малой чаше несут мёд, в одном из самых больших сосудов вино, молоко. Всего сосудов пять. По последнему факту и названиям возлияний был проведен анализ табличек линейного письма А. Результат такого анализа вывел на табличку НТ 14, которая часто встречается в наших публикациях, научно-популярных и иных изданиях. Она всем известна, затёрта до дыр, настолько примелькалась всем, что никто не пытается её прочесть. Текст таблички делится на две части, при этом, первые три знака первой строки отличны от четырех знаков третьей строки, остальные пять знаков повторяются в каждой части. За каждым повторяющимся знаком следует число, при этом в каждом случае повторяется знак, но числа различны. Здесь начертан всего один бесспорный второй знак в первой строке таблички, который в иероглифической, линейных письменностях А и Б Крита означает οινο = вино. Вино один из основных составляющих возлияния. Внизу таблички не подведен итог, т.е. нет известного слова KURO. Поскольку по рассмотренным фактам было предположено, что табличка может содержать сведения о возлияниях, то естественно было предположить, что первый знак строки отражает действо, именно этот единственный знак должен означать «возлияние». В репертуарах знаков Фестского диска и иероглифических печатей этого знака нет, другие названия возлияний содержат несколько знаков и в них обязательно содержатся знаки известные из упомянутых репертуаров. И только χοη – посмертное возлияние не встречается в репертуарах знаков и на этой табличке укладывается в один знак χο.

Четыре знака третьей строки таблички интерпретировать было труднее, но если принять во внимание, что речь идёт о погребальных обрядах, то с определёнными сомнениями и уверенностью в правильности дешифровки можно выйти из затруднений. Из репертуара знаков Фестского диска и печатей нам известны огласовки первых двух знаков (τ)ρι–τα. Τριτα – это заупокойное жертвоприношение (в нашем случае – возлияние), совершаемое на третий день после смерти человека. По поверьям древних эти жертвы впитываются землёй и попадают к подземным богам Θεοις. Неизменяемая часть этого слова Θε и есть неизвестный по нашим репертуарам третий знак третьей строки таблички.

Дадим теперь общий перевод всей таблички. При дешифровке её использовался репертуар знаков Фестского диска и критских иероглифических печатей.2
Χοη Посмертное возлияние.

οινος οσιος. αλε -30. Освящённое вино хлебное – 30.

OLE + πα -3. Масло оливковое третьего отжима – 3.

Με λι -3. Νιπτρον -9. Γαλα -13. Мёд – 3. Вода – 9. Молоко – 13.


Τρι Τα Θεοις Возлияние на третий день после смерти

подземным богам

Οινος. οσιος αλε – 45 Освящённое вино хлебное – 45.

OLE + πα -5. Масло оливковое третьего отжима – 5.

Με λι - 4. Νιπτρον – 8. Γαλα – 14 Мёд – 4. Вода – 8. Молоко – 14.
А как же фреска на стене в «Коридоре процессий»? Там готовится возлияние небесным богам. И состав возлияния не определён. Табличка НТ 14 по теме возлияния подземным богам прямо соотносится с сюжетом росписи на саркофаге из Агиа Триады. Там тоже пять сосудов: два малых перед жрицей, из трёх больших совершается возлияние подземным богам.

Фреска содержала «код» для проникновения в тайну линейного письма А через табличку НТ 14.

И мы видим, что наша современная православная традиция хоронить покойника на третий день уходит своими корнями, по крайней мере, во второе тысячелетие до н.э.

Подробности в § 5.




1 Латышев В.В. «Очерк греческих древностей» (Спб. 1889). М. Нильссон. «Греческая народная религия. Сельские обычаи и праздники» (СПб, "Алетейя", 1998.).

2 Молчанов А.А. Таинственные письмена первых европейцев. М. Наука.1980г.

Его же: Типология минойских сфрагистических формул. ВДИ. 1989г.



Лагутин В.А. Говорит Крит. Дешифровка критской иероглифической письменности. Изд. Руссика. Чебоксары. 2001г.
скачать файл



Смотрите также: