misle.ru страница 1
скачать файл
Торговая политика и вступление в ВТО в помощь экономическому развитию: применительно к России и странам СНГ

Антидемпинговые и другие обусловленные защитные меры

Авторы:
Джорджо Барба Наваретти и Анжелика Сальви Дель Перо

20 июля 2004 г.



СОДЕРЖАНИЕ

1. Обусловленные защитные меры: общие принципы 3

1.1. Обусловленные защитные меры: что это такое? 3

1.2. Каково поле применения обусловленных защитных мер? 4

1.3. Каким образом ВТО регулирует обусловленные защитные меры? 5

2. Антидемпинг 5

2.1. Антидемпинговые пошлины: что это такое? 5

2.2. Каково влияние антидемпинговых пошлин на благосостояние? 6

2.3. О чем говорится в Антидемпинговом соглашении 8



3. Субсидии и компенсационные меры 10

3.1. Субсидии и компенсационные пошлины: что это такое? 10

3.2. Каково влияние субсидий и компенсационных пошлин на благосостояние? 11

3.3. О чем говорится в Соглашении о субсидиях и компенсационных мерах 13



4. Защитные меры 15

4.1. Защитные меры: что это такое? 16

4.2. Каково влияние защитных мер на благосостояние? 16

4.3. О чем говорится в Соглашении о защитных мерах 16



Использованная литература 19

В данном модуле рассматриваются следующие основные вопросы:



  • Что такое обусловленные защитные меры?

  • Что такое антидемпинг?

  • Что такое субсидии и компенсационные меры?

  • Что такое защитные меры?

  • Каково их влияние на благосостояние? Каким образом они регулируются ВТО?

Вот основные извлеченные уроки:



    Урок 1: Обусловленные защитные меры, предназначенные для целей корректировки, сейчас все больше используются для того, чтобы узаконить выборочный, односторонний протекционизм.



    Урок 2: Антидемпинговые действия в равной степени касаются развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Крупные развивающиеся страны и страны с переходной экономикой являются наиболее вероятной мишенью для действий, принимаемых развитыми или другими развивающимися странами.



    Урок 3: Негативное влияние демпинга на благосостояние вряд ли имеет место и трудно доказуемо. Антидемпинговые действия редко применяются против эффективного хищнического ценового поведения, и, следовательно, они часто являются формой скрытого, дискриминационного и неоправданного протекционизма.

    Урок 4: Предусмотренные GATT определение и регулирование демпинга расплывчаты, а процедуры нечетки и полны лазеек. Это позволяет некоторым странам-членам ВТО действовать в одностороннем порядке и вводить антидемпинговые пошлины на основе весьма слабых доказательств антиконкурентного поведения, и это чрезвычайно ослабляет аргументы любой страны, против которой ведутся антидемпинговые действия.

    Урок 5: Компенсационные пошлины не являются эффективным средством против применения экспортных субсидий. Скорее всего, они используются как косвенный способ защиты интересов отдельных групп.



    Урок 6: Защитные меры, будучи недискриминационными и дорогостоящими для страны их применяющей, они с меньшей вероятностью, чем другие обусловленные защитные меры, могут применяться для достижения скрытой протекционистской программы отдельных групп.



1. Обусловленные защитные меры: общие принципы

    1. Обусловленные защитные меры: что это такое?


Основополагающими принципами системы GATT/ВТО являются взаимность и отсутствие дискриминации. Однако существует ряд исключений из недискриминационного правила GATT, таких как обусловленные защитные меры, государственные закупки и региональные торговые соглашения. В данном модуле рассматриваются обусловленные защитные меры и государственные закупки.

Термином обусловленные защитные меры называют торговые ограничения, которые могут быть введены в конкретных обстоятельствах (условиях) для защиты от импорта, помимо защиты, обеспечиваемой прейскурантами тарифных ставок, согласованными в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (GATT). Таким образом, обусловленные защитные меры представляют собой исключение из фундаментальных принципов взаимности и отсутствия дискриминации, установленных GATT/ВТО.1

В Таблице 1.1. в обобщенном виде представлены регламентируемые ВТО обусловленные защитные меры и их назначение. Эти меры можно разделить на две категории. Первая касается временных положений, которые можно применять, когда заранее определенный набор обстоятельств делает легитимным временное усиление барьеров для импорта. Ко второй категории относятся постоянные исключения из общих обязательств.

Временными ограничениями, разрешенными ВТО, являются антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и защитные меры (тарифы для помощи в решении проблем платежного баланса, тарифы для защиты новых отраслей или тарифы для экстренной защиты). Постоянные исключения – это общие освобождения от обязательств; они, в отличие от других механизмов, должны быть официально одобрены Советом ВТО.



Компенсационные пошлины и антидемпинговые пошлины – это специальные компенсирующие налоги на импорт, разрешенные ВТО в конкретных обстоятельствах несправедливой конкуренции (экспортные субсидии или демпинг со стороны торговых партнеров), при условии проведения детального расследования, доказывающего, что отечественной отрасли наносится вред. Это дискриминационные меры, поскольку они применяются в отношении лишь одного торгового партнера. Защитные меры – это временные торговые ограничения, защищающие отрасль от справедливой конкуренции, помимо защиты, которую обеспечивают тарифы, согласованные в рамках GATT. Они не являются дискриминационными мерами, поскольку применяются в отношении всех торговых партнеров.

ТАБЛИЦА 1.1. ПРОТЕКЦИОНИЗМ КВОТ

Меры

Для чего они?
Временные меры




Антидемпинговые действия

Пошлины для компенсации несправедливой конкуренции со стороны иностранных экспортеров, применяемые только в отношении фирм, проводящих демпинг.

Дискриминационная мера


Компенсационные пошлины

Пошлины для компенсации экспортных субсидий, предоставляемых правительством страны-экспортера.

Дискриминационная мера


Защитные меры

Тарифы или квоты для компенсации справедливой конкуренции с импортом, наносящим ущерб местной отрасли.

Недискриминационная мера


Постоянные меры




Освобождение от обязательств

Долгосрочное освобождение от обязательств в рамках ВТО, предоставляемое отдельным странам.



    1. Каково поле применения обусловленных защитных мер?


    Урок 1: Обусловленные защитные меры, предназначенные для целей корректировки, сейчас все больше используются для того, чтобы узаконить выборочный, односторонний протекционизм.

    Для оправдания обусловленных мер используются два аргумента: стратегический и политэкономический. Стратегический аргумент состоит в том, что обусловленные защитные меры, особенно временные, покуда они являются выполнимой угрозой, могут не допустить введения искажающих торговых практик, таких как субсидии или демпинг. Политэкономический аргумент состоит в том, что обусловленные защитные меры, действуя и как механизм страхования, и как предохранительный клапан, могут помочь уменьшить сопротивление протекционистских групп более широким соглашениям, направленным на либерализацию торговли.

    Однако сила обоих аргументов строго зависит от двух условий, которые, как мы далее увидим при рассмотрении конкретных мер, редко соблюдаются. Условие первое: мера, против которой применяется обусловленная защитная мера, должна наносить фактический ущерб благосостоянию данной страны. Как мы далее увидим, зачастую этого не происходит, а если и происходит, то этот ущерб трудно доказать. Условие второе: процедуры, с помощью которых вводятся эти меры, должны обеспечивать, чтобы конкретные интересы не защищались за счет всей национальной экономики. Опять-таки, зачастую эти меры, особенно антидемпинговые и компенсационные пошлины, применяются через административные процедуры, без учета общего экономического контекста страны, которая их применяет.

    По этим причинам тот факт, что использование обусловленных защитных мер увеличивается, вызывает множество опасений, что регулятивные меры, которые должны были применяться с целью корректировки, сейчас все больше используются для того, чтобы узаконить избирательный, односторонний протекционизм. Как мы увидим, в настоящее время соглашение ВТО дает относительно большую свободу для введения мер, которые зачастую мало оправданы с точки зрения защиты национальной экономики.


    1. Каким образом ВТО регулирует обусловленные защитные меры?


Антидемпинговые и защитные меры применяются согласно Статье VI GATT 1994 года и Соглашению о применении Статьи VI GATT (известному как Антидемпинговое соглашение). Субсидии и компенсационные пошлины применяются в соответствии с Соглашением о субсидиях и компенсационных мерах GATT 1994 года, Соглашением о сельском хозяйстве и о текстильной продукции и одежде, и лишь частично в соответствии с Генеральным соглашением о торговле и услугах (GATS). Эти соглашения, как и GATT и GATS, подписаны – по большей части – всеми членами ВТО.

Рассмотрим сначала антидемпинг, его экономическое влияние и как он регулируется соглашением GATT. Затем перейдем к разговору о субсидиях и о том, при каких обстоятельствах они могут уравновешиваться компенсационными мерами. И в завершении мы рассмотрим защитные меры.


2. Антидемпинг


  • Основные вопросы:

    Что такое антидемпинг?

    Каково экономическое влияние антидемпинга?

    Каким образом ВТО регулирует антидемпинговые действия?

2.1. Антидемпинговые пошлины: что это такое?


Антидемпинговые пошлины – это тарифы, вводимые страной-импортером на импорт дешевой продукции, которая наводняет местный рынок усилиями экспортеров. Эти тарифы вводятся сверх тех, которые согласованы в рамках GATT, и применяются только в отношении фирм, устраивающих демпинг; тем самым они являются отходом от основополагающего принципа ВТО – недискриминации. Заметим, что они вводятся в ответ на действия отдельных фирм, а не стран, в отличие от компенсационных пошлин, которые мы рассмотрим в следующем разделе.

Выражаясь общим языком, демпинг – это практика продажи экспорта по "несправедливо" низкой цене, т.е. ситуация, когда фирма-экспортер продает свою продукцию в стране-импортере по цене ниже той, которая применяется к идентичной или "похожей" продукции2 в стране экспортера. А именно, если фирма продает в импортирующей стране по средней цене, которая ниже базы, связанной либо с ценой, либо со средними издержками на производство в собственной стране, то считается, что устраивается демпинг [от англ. "dump" – сваливать, сбрасывать] экспортируемого продукта. В принципе, антидемпинговые меры – это меры, направленные против несправедливой конкуренции.



Урок 2: Антидемпинговые действия в равной степени касаются развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Крупные развивающиеся страны и страны с переходной экономикой являются наиболее вероятной мишенью для действий, принимаемых развитыми или другими развивающимися странами.

Антидемпинг является наиболее распространенным инструментом для ввода новых ограничений на импорт. В 1980-е годы антидемпинг применялся почти исключительно горсткой промышленно развитых стран. С момента вступления в силу в 1995 году соглашений ВТО, к 1999 году было осуществлено 1979 действий. Самое большое количество действий было инициировано Европейским Союзом и США; однако на США и ЕС также приходится и самая большая доля мировых торговых потоков. Авторы Finger, Ng и Wangchuk (2001) показывают, что если эти цифры привести к норме по объему импорта, то можно видеть, что развивающиеся страны также весьма активно ведут антидемпинговые действия. Лидируют в этой группе Аргентина, Южная Африка и Перу. С другой стороны, крупные развивающиеся страны и страны с переходной экономикой (Китай, Индия, Корея, Россия и другие страны СНГ) являются наиболее вероятными мишенями для антидемпинговых действий, измеряемых как в абсолютных цифрах, так и в плане их экспорта. Таким образом, антидемпинг является мерой, которая весьма важна и в равной степени является причиной озабоченности для развитых и развивающихся стран и для стран с переходной экономикой.


2.2. Каково влияние антидемпинговых пошлин на благосостояние?


Урок 3. Негативное влияние демпинга на благосостояние вряд ли имеет место и трудно доказуемо. Антидемпинговые действия редко применяются против эффективного хищнического ценового поведения, и, следовательно, они часто являются формой скрытого, дискриминационного и неоправданного протекционизма.

Демпинг происходит, когда продукция продается на том или ином рынке по стоимости, которая ниже "обычной стоимости" в широком смысле, ниже ее цены на собственном рынке или ниже средних затрат на производство этой продукции (определение "обычной стоимости" по GATT см. ниже). Каким же образом эти практики влияют на благосостояние страны, для которой предназначается продукция? Это влияние имеет двойственный характер. С точки зрения потребителей, демпинг улучшает благосостояние (влияние аналогично влиянию экспортных субсидий, рассмотренных в Модуле 1), поскольку снижает конечные цены. С точки зрения производителей, этот вопрос является более сложным. Конечно, местные производители терпят убытки, поскольку иностранные экспортеры захватывают их долю рынка. Однако нельзя с уверенностью сказать, что демпинг является результатом анти-конкурентного поведения. Во-первых, необходимо доказать, что цены действительно демпинговые, т.е. ниже, чем цены или производственные затраты в стране происхождения. Ниже мы будем говорить о том, что фактически здесь очень трудно прийти к однозначному заключению. Во-вторых, даже если это будет доказано, это не обязательно означает, что экспортеры ведут хищническую ценовую практику, а не просто осуществляют честную ценовую дискриминацию.

Хищническое ценообразование имеет место, когда фирмы устанавливают чрезмерно низкие цены с тем, чтобы вытеснить конкурентов из бизнеса. В долгосрочной перспективе это может в самом деле оказать негативное влияние на общее благосостояние страны-импортера, даже на благосостояние потребителей. Фактически, если эффективные отечественные производители прекращают свою деятельность, а устраивающая демпинг фирма становится монополистом, это в дальнейшем приведет к увеличению цен на продукцию. Таким образом, в принципе антидемпинговые правила являются международной проекцией антитрестовских законов, и целью этих правил формально является предотвращение хищнического ценообразования.

Однако фирмы редко занимаются хищническим ценообразованием. Фактически, это длительный процесс с непредсказуемым исходом. Фирмы в течение относительно долгого периода времени будут нести убытки (до тех пор, пока не вытеснят своих конкурентов), которые будут покрываться только за счет больших прибылей в будущем. Исход этой игры неясен: нет уверенности, что конкуренты будут вытеснены из бизнеса и что рыночные условия по-прежнему будут стабильны. Более того, чтобы хищническое ценообразование было успешным, должны быть соблюдены три дополнительных условия. Во-первых, рынок должен быть сегментированным, в противном случае демпинговая продукция будет реэкспортироваться на другие рынки. Во-вторых, у фирм, устраивающих демпинг, должны быть глубокие карманы, чтобы оплачивать свои первоначальные убытки, т.е. большая рыночная власть на одном или нескольких рынках. В-третьих, эластичность цены спроса на экспортном рынке должна быть выше, чем на собственном или на других рынках, с тем, чтобы быстро завоевать большие доли рынка и увеличить объемы (Krishna, Finger, 1993).

Кроме того, могут быть другие причины, по которым фирмы устанавливают разные цены на разных рынках, и которые никак не связаны с хищническим поведением и совершенно легитимны. Согласно классическому анализу Джейкоба Вайнера (Jacob Viner, 1923), демпинг определяется как ценовая дискриминация между национальными рынками.3 Действительно, если на экспортном рынке существует несовершенная конкуренция, демпинг можно рассматривать как обычную практику ценовой дискриминации. Монополист увеличивает свою прибыль, применяя различные цены у себя "дома" и на международном рынке, и это улучшает благосостояние потребителей в импортирующей стране (Dixit, 1988). Если же, напротив, на рынках существует совершенная конкуренция, фирмы, имеющие высокие постоянные издержки (и, следовательно, средние общие издержки на производство гораздо выше, чем средние переменные издержки на производство), могут получить выгоду от демпинга в периоды вялого мирового спроса. Если экспортер является монополистом на собственном рынке, а на экспортном рынке существует совершенная конкуренция, тогда монополист получит выгоду, экспортируя свой избыточный продукт по цене ниже средних общих издержек, чтобы защитить свою монопольную прибыль на внутреннем рынке.

Поэтому весьма маловероятно, что в реальных условиях может возникнуть ситуация, действительно оправдывающая применение антидемпинговых пошлин. Фактически, исследования антидемпинговых действий в США и Европе (Lindsey 1999, Lindsay and Ikenson 2002, Finger, Ng and Wangchuk, 2001, Messerlin and Reed, 1995) показывают, что большинство антидемпинговых действий принимается на основе весьма несущественных свидетельств, которые в целом не оправдывают наличия эффективных антидемпинговых практик. Более того, по данным ОЭСР, которая изучала случаи антидемпинга в Австралии, Канаде, ЕС и США, 90 процентов случаев импортных продаж, признанных несправедливыми согласно антидемпинговым правилам, не вызвали бы вопросов согласно национальному закону о конкуренции (ОЭСР, 1996; Finger, Ng and Wangchuk, 2001).

И наконец (как будет рассмотрено ниже), оценка случаев антидемпинга основана исключительно на административной процедуре, проводимой в стране, выдвигающей претензию, без учета общих издержек и выгод для государства в результате этих действий. Другими словами, если это действие наносит ущерб другим инстанциям, административная процедура этот ущерб в расчет не принимает.

2.3. О чем говорится в Антидемпинговом соглашении


Урок 4: Предусмотренные GATT определение и регулирование демпинга расплывчаты, а процедуры нечетки и полны лазеек. Это позволяет некоторым странам-членам ВТО действовать в одностороннем порядке и вводить антидемпинговые пошлины на основе весьма слабых доказательств, и это чрезвычайно ослабляет аргументы любой страны, против которой ведутся антидемпинговые действия.

Статья VI GATT 1994 года четко санкционирует введение специфической антидемпинговой пошлины на импорт из конкретного источника, в дополнение к обязательным ставкам, когда демпинг наносит ущерб или грозит ущербом местной отрасли, или существенно замедляет создание местной отрасли.

Соглашение о реализации Статьи VI GATT 1994 года, известное как Антидемпинговое соглашение, развивает принципы Статьи VI, которым необходимо следовать при расследовании, определении и применении антидемпинговых пошлин.

Предыдущие соглашения. Возможность введения тарифов в дополнение к согласованным, существовала еще в соглашении GATT 1947 года: каждая страна автоматически получала право через три года заново согласовывать любые сокращения. В 1950 году в GATT были внесены поправки и добавлены более подробные и развернутые положения о пересмотре ранее достигнутых соглашений. К 1960-м годам формальное применение Статьи XIX и процесса нового согласования стало сходить на нет. Крупные проблемы, такие как импорт тканей и одежды, решались путем заключения добровольных соглашений об ограничении экспорта. В последствии соглашение Уругвайского раунда о защитных мерах запретило ДОЭ; в то время антидемпинг был вторичным инструментом, и его включение почти не вызвало споров. Но к 1990-м годам антидемпинг стал основным инструментом защиты развитых стран.

Существующее соглашение. Антидемпинговое соглашение устанавливает подробные процедурные правила для начала и проведения антидемпинговых действий: расследований, применения мер, а также правила касательно продолжительности действия мер и их анализа. Оно определяет демпинг как введение продукта в торговлю другой страны по цене ниже "обычной стоимости". Обычная стоимость определяется как сопоставимая рентабельная внутренняя цена, скорректированная до уровня "франко-завод". Если внутренняя цена отсутствует или не является представительной, тогда за обычную стоимость можно взять издержки производства (плюс разумная маржа на продажу, расходы и прибыль) или сопоставимые экспортные цены в третьи страны (скорректированные до уровня "франко-завод").

Когда установлено, что экспортная цена меньше обычной стоимости, произошел демпинг. Однако, в соответствии с Антидемпинговым соглашением, прежде чем импортирующей стране будет разрешено ввести антидемпинговую пошлину, она также должна:



  • рассчитать размер "демпинговой маржи" (т.е. на сколько внутренняя цена экспортера превышает экспортную цену), которая берется за основу расчета ставки антидемпинговой пошлины;

  • Доказать, что демпинг наносит материальный ущерб внутреннему рынку.



Споры в области антидемпинга подлежат обязательному разрешению в Органе по урегулирования споров ВТО. От всех стран-членов ВТО требуется привести свое антидемпинговое законодательство в соответствие с Антидемпинговым соглашением и представить это законодательство Комитету по антидемпинговым практикам. Кроме того, страны-участники ВТО должны дважды в год информировать Комитет обо всех проведенных антидемпинговых расследованиях, мерах и действиях. И наконец, члены ВТО должны без промедления сообщать Комитету о принятых предварительных и окончательных антидемпинговых действиях.

Антидемпинговые пошлины также подлежат итоговому анализу [анализ "на исходе дня"] каждые пять лет. В ходе такого анализа пошлина снимается, если только нет свидетельств, что рассматриваемая страна продолжает демпинг и этот демпинг вредит местным фирмам в импортирующей стране.

Повсеместно признано, что определение и регулирование демпинга, используемые ВТО, расплывчаты, и что процедуры нечетки и полны лазеек, что чрезвычайно ослабляет аргументы любой страны, против которой ведутся антидемпинговые действия. Проблемы возникают в связи с самим определением демпинга, критериями определения "обычной стоимости" и доказательствами ущерба, наносимого демпингом. Как было сказано выше, это позволяет некоторым членам ВТО действовать в одностороннем порядке и вводить антидемпинговые пошлины на весьма слабых основаниях.

Очень трудно найти точное определение обычной стоимости продукта. Продукты не всегда полностью одинаковы. Цены могут отличаться лишь потому, что отличаются рыночные условия двух стран. Стоимость факторов производства в разных странах различна, и бывает трудно определить полные издержки производства в стране происхождения. У "обвиняемых" мало возможностей доказать свою правоту. Наконец, проблема еще больше усложняется, когда страны-члены ВТО, против которых выдвинуты обвинения, не являются странами с рыночной экономикой, поскольку цена на местном рынке устанавливается не через рынок. В этом случае обычная стоимость, как правило, определяется через внутренние цены, производственные затраты и даже цены экспорта в третьи страны в аналогичной стране с рыночной экономикой. Этим объясняется чрезмерно большое количество антидемпинговых действий, предпринятых в отношении стран с переходной экономикой, и сопротивление западных стран, в частности ЕС, обращению Китая в ВТО о предоставлении статуса рыночной экономики.

Возникает еще больше проблем при расчете разницы между обычной стоимостью и экспортной ценой – "демпинговой маржи" – и при расчете антидемпинговых пошлин, которые должны применяться.

Что касается определения ущерба, процедура полна неопределенностей и лазеек. Во-первых, содержащееся в Соглашении определение "похожего продукта" оказалось слишком расплывчатым и дало почву для одностороннего толкования. Во-вторых, информация об ущербе, собранная органами, расследующими случаи демпинга, не может быть раскрыта противоположной стороне до какого-либо разумного предела; в результате, "обвиняемому" чрезвычайно сложно опровергнуть доказательства, собранные проводившими расследование властями.

Еще более проблематичным является доказательство причинной связи между импортом и ущербом. Определение материального ущерба в основном опирается на экономические свидетельства, и поэтому трудно установить, был ли ущерб действительно нанесен – и в каком масштабе – демпингом, а не другими факторами.

Наконец, антидемпинговое действие – это по существу административная процедура, инициируемая в одностороннем порядке какой-либо страной. Принимая во внимание слабые стороны регулирования GATT, стране-инициатору, скорее всего, удастся ввести пошлины. "Обвиняемые" вряд ли смогут что-либо противопоставить этому действию и убедительно доказать, что демпинга на самом деле не было. Более того, эта процедура обычно совсем не принимает в расчет национальные интересы страны-инициатора, т.е. все издержки и выгоды этой политики в масштабах страны. Как следствие, она легко может быть использована для защиты конкретных интересов, поскольку участники на национальном уровне, понесшие ущерб (например, потребители), почти не обладают свободой действий для сопротивления этому действию.

Антидемпинг действительно стал наиболее широко используемой оборонительной мерой, поскольку регулирование в рамках ВТО дает ряд преимуществ отраслям, добивающимся защиты:


  • Защита может быть предоставлена отдельным экспортерам, поскольку Соглашение не требует многостороннего применения.

  • Действие является односторонним: компенсация или новые соглашения с другими сторонами за пределами или в пределах страны, инициирующей действие, не требуются.

  • Высказывания о несправедливости иностранцев создают повод для защиты.

  • Само расследование обычно приводит к сокращению импорта, поскольку экспортеры (или посредники в импортирующей стране) несут значительные юридические и административные издержки и оказываются перед неопределенностью в отношении того, придется ли им платить задним числом антидемпинговые пошлины после того, как расследование завершиться.

3. Субсидии и компенсационные меры


    Основные вопросы:

  • Что такое субсидии и компенсационные пошлины?

  • Каково их экономическое влияние?

  • Каким образом ВТО их регулирует?


3.1. Субсидии и компенсационные пошлины: что это такое?


Субсидии – это скрытые или открытые платежи правительства частному сектору в обмен на какую-то деятельность, которую правительство желает вознаградить, стимулировать или содействовать этой деятельности. Согласно правилам ВТО, субсидии могут быть запрещены.

Компенсационные пошлины (КП) – это тарифы, применяемые с целью нейтрализовать (компенсировать) воздействие экспортных субсидий, предоставляемых правительством страны-экспортера. Предполагается, что КП должны выравнивать условия международной конкуренции и смягчать искажения. Однако такое средство против субсидий может нанести больше вреда, чем сами субсидии. Зачастую КП применяются, чтобы умиротворить отраслевые интересы, а не для того, чтобы остановить или нейтрализовать угрозу применения субсидий.

Демпинг и субсидии – вместе с антидемпинговыми мерами и компенсационными пошлинами – имеют ряд общих черт. Многие страны рассматривают их в рамках одного законодательства, следуют похожей процедуре при их применении и дают полномочия по расследованиям одному единственному органу. Иногда два комитета ВТО, занимающиеся этими вопросами, проводят общие заседания. Главное отличие между ними в том, что демпинг – это действие, осуществляемое фирмой, тогда как субсидии – это действия, предпринимаемые правительствами. Поскольку ВТО – это организация стран и она не может регулировать действия фирм, такие как демпинг, то Антидемпинговое соглашение касается лишь действий, которые правительства принимают против демпинга – антидемпинговых действий. Соглашение о субсидиях, наоборот, регулирует как предоставление субсидий, так и компенсационные действия.

3.2. Каково влияние субсидий и компенсационных пошлин на благосостояние?


    Урок 5: Компенсационные пошлины не являются эффективным средством против применения экспортных субсидий. Скорее всего, они используются как косвенный способ защиты интересов отдельных групп.

    Экспортные субсидии, зависящие так или иначе от объема экспорта, могут принять простую форму платежа за каждую экспортированную единицу продукции, или же могут принимать более скрытые формы, такие как финансирование или страхование экспорта по ставкам ниже рыночных, или налоговые льготы для экспортеров. Иногда также применяются субсидии для защиты отечественного производства. Они могут обеспечивать такую же защиту, что и тарифы, хотя по-другому влияют на благосостояние.



Субсидии явно противоречат общему процессу либерализации торговли. Они ослабляют обязательства импортирующих стран по доступу к рынку. Обещания сократить или прекратить использование традиционных инструментов защиты могут стать бесполезными, если в замен их используются другие инструменты защиты. Они уводят клиентов от одной экспортирующей страны к другой и тем самым ставят под угрозу выгоды экспортеров от обязательств по доступу на рынок, принятых на международных переговорах. Они искажают распределение ресурсов, направляя ресурсы от более ценного к менее ценному использованию. Другими словами, они могут искажать сравнительное преимущество и создавать менее эффективное мировое разделение труда, приводя к снижению экономического благосостояния.

Каким же образом это влияет на отдельные страны? Как показано в Модуле 1, когда вводится экспортная субсидия, цена на товар в стране-экспортере увеличивается, а в стране-импортере уменьшается. В стране-экспортере производители выигрывают, тогда как потребители теряют, и возникают обычные чистые потери. Более того, если страна большая, субсидия ухудшает условия торговли для этой страны, поскольку приводит к снижению цены экспортных товаров. Как следствие, чистое влияние экспортной субсидии на благосостояние страны-экспортера определенно негативное. С другой стороны, страна-импортер, имеющая дело с экспортной субсидией, однозначно находится в лучшем положении благодаря этой субсидии. Потребители выигрывают, а местные производители теряют, однако в конкурентных отраслях выгоды местных потребителей в целом перевешивают экономические потери местных фирм, конкурирующих с импортом. Более того, если экспортирующая страна большая, условия торговли для страны-импортера улучшаются.

В плане мирового благосостояния, суммарные потери превышают суммарную выгоду, таким образом, результатом экспортной субсидии становится сокращение мирового производства и эффективности потребления.

Имеет ли смысл, с экономической точки зрения, применять компенсационные пошлины для нейтрализации влияния субсидий? Марвел и Рей (Marvel and Ray, 1995) предлагают полезный анализ экономического влияния компенсационных пошлин. Говоря общим языком, до тех пор, пока экспортные субсидии создают позитивное чистое повышение благосостояния страны-импортера, применять их нет особого смысла. Страны, импортирующие субсидируемые товары с более низкой ценой, являются чистыми экономическими бенефициарами; когда же, в ответ на субсидии, они вводят компенсационные пошлины, они тем самым снижают свое экономическое благополучие, при прочих равных условиях.

Парадоксально, но это значит, что как субсидии в стране-экспортере, так и компенсационные пошлины в стране-импортере ухудшают благосостояние и защищают лишь интересы конкретных отраслей.

Все же экспортные субсидии могут нанести вред производителям в стране-импортере. В литературе по вопросам стратегической торговой политики говорится, что правительство иностранного государства может применить субсидию, чтобы направить ренты к фирмам той отрасли, которые получают больше дохода, чем от альтернативных видов вложений. Компенсационная пошлина может быть разумной ответной мерой в том случае, если субсидируемый импорт наносит серьезный ущерб местным производителям (аргумент стратегической торговой политики выше).

Однако число отраслей, где можно применить стратегическую основу торговли, ограничено, и эмпирические исследования применения компенсационных пошлин говорят о том, что они применяются главным образом в традиционных отраслях, зачастую претерпевающих спад. КП в основном присутствуют в сфере сельскохозяйственной продукции и сырьевых материалов – отраслях, где вряд ли оправдано применение субсидий как оружия стратегической торговой политики.

Кроме того, компенсационные пошлины как средство нейтрализации субсидий не всегда используются эффективно. Субсидии, на которые должны быть нацелены эти меры, это те субсидии, которые сокращают предельные издержки экспортеров, тем самым стимулируя экспортное предложение (о чем было сказано в модуле 1). Субсидии следует немедленно отменять, когда в противовес им вводятся адекватные и эффективные КП. Следовательно, КП должны вводиться на короткий срок. На деле происходит совсем наоборот. КП зачастую существуют долго и нацелены на субсидии, издержки которых не покрываемы, после того, как были понесены, т.е. на субсидии, которые не имеют ничего общего с материальным ущербом, нанесенным местным производителям.

И наконец, норма материального ущерба для КП вводит важный протекционистский элемент в процесс применения КП, поскольку она принимает в расчет воздействие импорта лишь на те фирмы, с которыми конкурирует импортная продукция. Это значит, что, как и в случае антидемпинговых пошлин, компенсационные меры вводятся без учета общих национальных интересов. Те, кому защита наносит вред – потребители и отрасли "ниже по течению" – не принимают участия в процессе принятия решений, результатом которого становится введение КП.

Поэтому существует риск, что компенсационные пошлины используются для защиты интересов отдельных групп от справедливой, а не от несправедливой конкуренции, и что эти пошлины в любом случае не являются эффективным средством для нейтрализации субсидий. Это опасение усиливается, поскольку имеются свидетельства того, что компенсационные пошлины увеличиваются по количеству и по значимости. Это говорит о том, что либо субсидии увеличиваются, либо КП используются в качестве "скрытых" протекционистских мер.


3.3. О чем говорится в Соглашении о субсидиях и компенсационных мерах


Субсидии, прямо или косвенно влияющие на торговые потоки, регулируются ВТО, которая дает определение субсидии, определяет, какие субсидии являются запрещенными, и определяет компенсационные меры для нейтрализации их влияния.

С точки зрения установления правил, субсидии поднимают ряд вопросов. Один из них – это какие субсидии следует запретить и следует ли. Другой – это как и следует ли определить критерии для вмешательства и как выбрать наиболее действенное средство.

Результатом Уругвайского раунда переговоров GATT стало Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах (СКМ). На нем также были установлены отдельные правила для сельскохозяйственных субсидий в Соглашении ВТО о сельском хозяйстве и сделаны небольшие шаги к решению проблем субсидий в сфере услуг в рамках Генерального соглашения о торговле и услугах (GATS).

Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах регулирует применение субсидий, а также действия, которые могут предпринять страны, чтобы противодействовать влиянию субсидий, введенных другими странами. Правила ВТО, касающиеся субсидий, имеют двоякую цель:



  • Установить правила, которые предотвращают или уменьшают негативное влияние на страны-члены ВТО, и предотвратить использование субсидий для аннулирования или ослабления уступок;

  • Регулировать использование компенсационных пошлин странами-участниками ВТО, стремящимися нейтрализовать вредное влияние иностранного субсидирования продукции.

Структура Соглашения СКМ следующая: Часть I определяет охват регулирования и дает определение термина "субсидия". В Частях II, III и IV субсидии подразделяются на категории и устанавливаются процедуры и правила урегулирования споров. Часть V устанавливает оперативные и процедурные требования, которые должны быть выполнены страной-участницей ВТО, подающей заявку на применение компенсационной меры против субсидируемого импорта. Части VI и VII определяют институциональную структуру и способы реализации Соглашения. В Части VIII установлены особые правила для развивающихся стран, входящих в ВТО. Часть IX содержит переходные правила для развитых стран и стран с переходной экономикой. Части X и XI содержат общее положение об урегулировании споров и итоговые положения, соответственно.

Согласно определению, данному в этом Соглашении, субсидия означает "финансовый вклад со стороны государства" в виде:


  • прямого трансферта денежных средств,

  • решения отказаться от дохода, который "в противном случае" должен быть получен,

  • предоставления товаров и услуг,

  • схемы поддержки дохода или цены, если финансовый вклад дает "выгоду".

Такое определение субсидии как финансового вклада устанавливает, что не все государственные программы являются субсидиями. Только те вклады, которые существенно искажают стимул для торговли, ВТО рассматривает и регулирует как субсидии. Если, к примеру, государство предоставляет товары и услуги по рыночным ценам, выгода не образуется, и, следовательно, субсидии не существует. Финансовые вклады, которые могут быть оправданы сбоем рыночного механизма регулирования или неэкономическими причинами, также не становятся объектом ограничивающего регулирования.

Соглашение различает два вида субсидий: запрещенные и дающие основание для последующих действий.



Запрещенные субсидии – это те субсидии, применение которых, формально или фактически, обусловлено результатами экспортной деятельности или соотношением использования местных и импортных товаров.4 Эти субсидии запрещены, поскольку они целенаправленно искажают международную торговлю и поэтому могут, скорее всего, нанести вред торговле других стран. В показательном перечне экспортных субсидий, приложенном к Соглашению, упоминается предоставление продуктов и услуг (включая транспортные) для использования в экспортном производстве на условиях более выгодных, чем в производстве товаров, потребляемых на внутреннем рынке. В этом перечне также есть экспортные кредиты и гарантии или страхование по стоимости, которая не покрывает долгосрочные производственные расходы. Все экспортные субсидии считаются специфическими, т.е. предоставляемыми только одному предприятию, отрасли или группе отраслей. Специфические субсидии можно оспаривать, следуя процедуре урегулирования споров ВТО, согласно которой они рассматриваются по ускоренному графику; если процедура подтверждает, что субсидия является запрещенной, то она должна быть немедленно отменена. В противном случае страна, подавшая жалобу, может принять ответные меры. Если отечественные производители страдают от импорта субсидируемой продукции, то может быть введена компенсационная пошлина.

Субсидии, дающие основание для последующих действий – это меры, которые являются разрешенными, но могут привести к обсуждениям или к введению компенсационных пошлин, если подавшая жалобу страна сможет доказать, что субсидия наносит ущерб ее интересам. Соглашением определены три вида ущерба:

  • ущерб, нанесенный местной отрасли в стране-импортере;

  • ущерб, нанесенный конкурирующим экспортерам из другой страны, когда эти две страны конкурируют на рынках третьих стран;

  • ущерб, нанесенный экспортерам, пытающимся конкурировать на внутреннем рынке страны, применяющей субсидии.

Три вида негативного влияния могут оспариваться в многостороннем порядке:

  • Ущерб, нанесенный местной отрасли;

  • Серьезный ущерб в результате несправедливости. Этот вид негативного влияния может возникнуть, когда субсидия вызывает: (1) перемещение экспорта, даже на рынке третьей страны; (2) значительное снижение цен или потерю оборота; (3) увеличение доли мирового рынка страны-участницы ВТО, которая применяет субсидии;

  • Аннулирование или уменьшение выгод, создаваемых по Соглашению GATT 1994 г.5

В Части V Соглашения СКМ установлены подробные правила, касающиеся начала и проведения расследований по вопросу о введении компенсационных мер, введения предварительных и окончательных мер и продолжительности мер. Большинство процедурных правил Соглашения СКМ аналогичны правилам Антидемпингового соглашения.

Если орган по урегулированию споров постановляет, что субсидия действительно оказывает негативное влияние, субсидия должна быть отменена, либо ее негативное влияние немедленно устранено. Опять-таки, если местные производители страдают от импорта субсидируемой продукции, может быть введена компенсационная пошлина, при условии, что страна-импортер докажет, что импортная субсидия существует, что местная отрасль пострадала и что между двумя этими фактами существует причинная связь. Субсидируемый экспортер может согласиться поднять свои экспортные цены в качестве альтернативы уплате компенсационных пошлин на свой экспорт.

От стран-членов ВТО требуется ежегодно сообщать секретариату ВТО о своих программах субсидий, предоставляя информацию о видах субсидий, суммах, продолжительности, о цели, которую преследует данная политика, а также статистические данные, позволяющие определить влияние этих программ на торговлю.

Что касается компенсационных мер, от стран-членов ВТО требуется сообщать о своем законодательстве и нормативно-правовом регулировании, обо всех предпринятых действиях, а также о компетентных органах и внутренних процедурах. Страны должны также представлять полугодовые отчеты о предпринятых действиях в области компенсационных пошлин.

Особые исключения были сделаны для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Наименее развитые и развивающиеся страны, чей ВНП составляет менее 1000 долларов на душу населения, освобождены от дисциплинарных мер в случае применения запрещенных экспортных субсидий; другим развивающимся странам необходимо было устранить экспортные субсидии к 2003 году. Субсидии на замещение импорта6 в наименее развитых странах должны были быть сняты к 2003 году, а в других развивающихся странах – к 2000 году. Страны с переходной экономикой должны были прекратить субсидии к 2002 году.

4. Защитные меры


    Основные вопросы:

  • Что такое защитные меры?

  • Каково их экономическое влияние?

  • Каким образом ВТО их регулирует?

4.1. Защитные меры: что это такое?


Защитная мера – это временный тариф или квота, применяемая для защиты местной отрасли от иностранных экспортеров. ВТО разрешает, через статью о защите, вводить временные и недискриминационные защитные меры в отношении импорта, наносящего ущерб. Разница между антидемпинговыми пошлинами и защитными мерами в том, что первые могут налагаться только в том случае, если иностранные экспортеры ведут антиконкурентную практику, тогда как вторые могут применяться против экспортеров, имеющих "честное" конкурентное преимущество. Заметим также, что защитные меры являются недискриминационными, поскольку они в равной степени применяются в отношении всех торговых партнеров.

4.2. Каково влияние защитных мер на благосостояние?


    Урок 6: Защитные меры, будучи недискриминационными и дорогостоящими для страны их применяющей, они с меньшей вероятностью, чем другие обусловленные защитные меры, могут применяться для достижения скрытой протекционистской программы отдельных групп.

Существует ряд аргументов в пользу включения защитных мер в соглашения ВТО.

Одной из наиболее часто приводимых причин является то, что существование защитных мер, служащих предохранительным клапаном в периоды конкурентного давления на местных производителей со стороны импорта, может способствовать большему сокращению тарифов в ходе переговоров. Поскольку в некоторых отраслях выгоды от постоянного снижения тарифов больше, чем издержки, связанные с введением временных защитных мер, совокупное влияние на благосостояние от включения защитных мер в торговое соглашение является позитивным, даже когда эти меры фактически не применяются.

Еще один экономический аргумент в пользу защитных мер состоит в том, что они действуют в качестве страховки от изменений условий торговли. Если товар обычно подвержен существенным колебаниям цены, страны, импортирующие этот продукт, могут пожелать выйти из торговых соглашений, когда экономическая ситуация резко изменится. При отсутствии статьи о защитных мерах, крупные страны не смогли бы продолжать сотрудничество и стали бы вести торговую войну, широко применяя тарифные ответные меры.7 Даже маленькие страны, которые не могут оказывать влияния на мировые цены, вводя защитную меру, могут использовать защитные меры, чтобы застраховать себя от шоков, вызванных изменением мировых цен.8

В общих словах, политэкономический довод о том, что включение защитных мер в соглашение GATT усиливает поддержку всего процесса либерализации торговли, является более убедительным в отношении защитных мер, чем каких-либо других обусловленных защитных мер. Так происходит потому, что, как мы увидим далее, защитные процедуры делают злоупотребление защитными мерами менее вероятным.


4.3. О чем говорится в Соглашении о защитных мерах


Защитные меры – это защита от импорта, которая обеспечивается в рамках Статьи о защитных мерах, т.е. Статьи XIX Соглашения GATT. Эта статья позволяет странам ограничивать наносящий ущерб импорт посредством временных недискриминационных ограничений. В Соглашении о защитных мерах (Соглашение ЗМ) говорится о правилах применения защитных мер в соответствии со Статьей XIX Соглашения GATT 1994 года.

Соглашение ВТО определяет защитные меры как "чрезвычайные" действия в отношении увеличения импорта определенной продукции, когда такой импорт наносит или грозит нанести серьезный ущерб отечественной отрасли импортирующей страны-участницы ВТО. Такие меры могут включать количественные ограничения на импорт или увеличение пошлин до уровня, превышающего уровень, согласованный в рамках ВТО.

Руководящими принципами этого Соглашения являются следующие:


  • Меры должны быть временными;

  • Они могут применяться только когда установлено, что волна импорта9 нанесла или грозит нанести серьезный ущерб конкурирующей местной отрасли;

  • Они (в целом) должны применяться недискриминационным образом; и

  • Применяющая их страна-участница ВТО должна платить компенсацию тем странам-членам ВТО, на чью торговлю эти меры повлияли.



В соглашении установлены критерии оценки нанесения или угрозы нанесения "серьезного ущерба", а также факторы, которые должны быть учтены при определении воздействия импорта на местную отрасль. Правила GATT гласят, что защитные меры должны применяться только в том случае, если импорт увеличивается неожиданно. За действием Соглашения следит Комитет ВТО по защитным мерам.

Защитная мера не должна существовать более четырех лет, хотя ее действие можно продлевать до восьми лет при условии, если компетентные национальные органы установят, что эта мера необходима и что есть свидетельства того, что работа отрасли налаживается. Меры, вводимые более чем на год, должны постепенно становится более либеральными.

Таким образом, в отличие от антидемпинговых мер, защитные меры:


  • Не требуют искать доказательства "несправедливой" практики;

  • В целом должны быть недискриминационными;

  • В целом должны "оплачиваться" страной-участницей ВТО, которая их применяет.



Поскольку они не являются дискриминационными, они дорого обходятся стране, которая их применяет; защитные меры в целом менее искажающие, чем другие обусловленные меры, и когда они применяются, их влияние на экономику страны в целом обычно принимается во внимание.

В некоторой степени экспорт развивающихся стран огражден от защитных действий, поскольку импортирующие страны могут применить защитную меру в отношении продукции из развивающейся страны, если эта развивающаяся страна поставляет значительную долю импорта этой продукции.

Защитные меры впервые стали применяться в 1940 году, когда США начали осуществлять программу либеральной торговли. Опасаясь, что снижение тарифа на некоторые виды товаров в рамках торгового соглашения может привести к большему, чем ожидалось, росту импорта, от которого пострадают местные фирмы, правительство США настояло на том, чтобы положение о защите было частью каждого торгового договора, который подписывали США.

До пересмотра в 1994 году правил о защите во время Уругвайского раунда, в ответ на применение защитных мер могли быть введены контрмеры. В рамках реформ Уругвайского раунда правила применения защитных мер изменились, и защитные меры больше не подлежат ответным мерам в течение первых трех лет их действия. Целью этого изменения было сделать недискриминационные защитные меры более привлекательными для добивающихся защиты правительств по сравнению с дискриминационными антидемпинговыми пошлинами.



Использованная литература


Bagwell, K., Staiger, R. (1990) “A theory of managed trade” American Economic Review, Vol. 80, pp. 779–795.

Bardouille, N.C. “Anti-Dumping and Countervailing Duties: A Primer on Theory and the Hemispheric Trade Context” OECS/CRNM Trade Policy Brief

Crowley, M. (2003) ‘An introduction to the WTO and GATT’, Economic Perspectives 4Q/2003, Federal Reserve Bank of Chicago

Dixit, A. (1988) “Anti-dumping and countervailing duties under oligopoly,” European Economic Review, Vol. 32, pp. 55–68.

Dixit, A. K., Norman, V. (1980) Theory of International Trade, Cambridge, UK: Cambridge University Press.

Finger, M. (1998) “GATT Experience With Safeguards: Making Economic and Political Sense of the Possibilities That the GATT Allows to Restrict Imports”, Policy Research Working Paper n. 2000, The World Bank

Finger, M., 1993,’ Antidumping, How it Works and Who Gets Hurt’, Ann Harbour, University of Michigan Press

Finger, M., F.Ng and S.Wangchuk (2001) “Antidumping As Safeguard Policy”, Policy Research Working Papers n. 2730, The World Bank

Fischer, R., Prusa, T. (1999) “Contingent protection as better insurance” National Bureau of Economic Research, working paper, No. 6933.

Hoekman, B., Kostecki, M. (2001) The Political Economy of the World Trading System. The TWO And Beyond, Oxford: Oxford University Press

Krumgan, P., Obstfeld, M. (2003) International Economics. Theory and Policy (Sixth edition), Pearson Addison Wesley

Lindsay, Brink, 1999, ‘The US Antidumping law, Rethoric vs. Reality’, Cato Institute, Washington DC, Trade Policy Analysis n. 7, August 16,

Lindsey Brink and Dan Ikenson, 2002 ‘Antidumping 101: the Devilish Details of Unfair Trade Law’, Cato Institute, Washington DC, Trade Policy Analysis n. 20, November 26

Marvel, H., Ray, E.J. (1995) “Countervailing Duties”, The Economic Journal, Vol. 105:433, p. 1576-1593

McAfee and McMillan (1989)

Messerlin, Patrick and G. Reed, 1995, ‘Antidumping Policies in the United States and the European Community’, Economic Journal, vol.105, n. 433, pp. 1565-1575

Oecd, 1996, ‘Trade and Competition, Frictions After the Uruguay Round’, Economics Department, Oecd, Paris

Silberston, A., (2003) “Antidumping Rules –Time for Change?”, Journal of World Trade Vol. 37:6, p. 1063-1081

Sykes, A. (2003) “The Economics of WTO Rules on Subsidies and Countervailing Measures”, John M. Olin Law & Economics Working Paper No. 186, The Law School of The University of Chicago.

Tharakan, P.K.M. (1995) “Political Economy and Contingent Protection”, The Economic Journal, Vol. 105:433, p. 1550-1564

Viner, Jacob, 1923, ‘Dumping a Problem in International Trade’ Chicago

World Trade Organization (1995) Uruguay Round Agreement Establishing the World Trade Organization, Geneva: WTO

World Trade Organization (1998) A training package - Module 4. Goods: rules on trade remedies.

World Trade Organization, Subsidies and Countervailing Measures www.wto.org/tradetopics

World Trade Organization, Understanding the WTO: plurilaterals, http://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/tif_e.htm

World Trade Organization, Understanding the WTO: the Agreements, http://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/tif_e.htm




1 Региональные торговые соглашения также являются исключениями из принципов недискриминации.

2 В антидемпинговом соглашении GATT 1994 года "похожий" продукт определяется как "продукт, который идентичен, т.е. схож во всех отношениях с рассматриваемым продуктом, или, при отсутствии такого продукта, другой продукт, который хотя и не схож во всех отношениях, но обладает свойствами, близкими к свойствам рассматриваемого продукта".

3 Dixit (1988) и Krugman Obstfeld (2003) также используют это определение.

4 Соглашение делает исключение для наименее развитых стран.

5 Обычно когда снижение обязательного тарифа сбивается субсидированием.

6 Субсидии, призванные помогать отечественному производству и избегать импорта.

7 Bagwell, K., Staiger, R., 1990. “Теория управляемой торговли”, American Economic Review, Vol. 80, сс. 779–795.

8 Fischer, R., Prusa, T., 1999. “Обусловленные защитные меры как лучшая страховка”, Национальное бюро экономических исследований, рабочий документ No. 6933.

9 "Волной" импорта, оправдывающей защитное действие, может быть реальное увеличение импорта или же увеличение доли импорта на сужающемся рынке.


скачать файл



Смотрите также: