misle.ru страница 1
скачать файл
Урок 2: «Сложные слова. Закрепление»

7 класс

Бабко Наталья Геннадьевна

ГС(К)ОУ школа VIII вида №15 г. Славянска –на -Кубани

1.Тип урока (по основной дидактической цели)Урок закрепления знаний

( по основному способу проведения)

  • Интегрированное занятие с естествознанием

(по основным этапам учебного процесса)

  • Отработка навыка узнавания и составления сложных слов

2. Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • отработать алгоритм составления сложных слов и правописание соединительных гласных;

  • научить отличать сложные слова от сходных по написанию слов;

  • расширить знания о птицах и животных;

Коррекционные:

  • развитие памяти;

  • коррекция мыслительных операций «сравнение», «аналогии»;

Развивающие:

  • развитие орфографической зоркости;

  • обогащать письменную и устную речь учащихся;

Воспитательные

  • воспитание интереса к языку, слову;

  • совершенствовать навыки саморегуляции и самоконтроля;

  • поощрение настойчивости в учебе.


3. По окончании урока учащиеся должны:

    • Знать:

  • способ образования сложных слов сложением двух основ с помощью соединительной гласной;

  • знать правило написания соединительных гласных в сложных словах.

    • Уметь:

  • выделять два корня слова, соединительную гласную, подбирать нужный корень по смыслу;

  • составлять слова по заданным схемам;

  • отличать сложные слова от слов с похожим написание («воробей», «ворона»)

4. Учебник:

Русский язык. 7 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: Просвещение, 2006



5. Компьютерная поддержка:

  • Слайд-фильм «Сложные слова. Закрепление.»

6. Дидактический материал:

  • Карточка со словами.

  • Тест-таблица для работы с иллюстрациями;

7. Ключевые понятия:

  • сложные слова

  • соединительная гласная

8. Ход урока

1
Слайд 1

Слайд 3

Слайд 2
. Орг.момент:
настрой на работу, приветствие детей, проверка внешнего вида,

Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали птицы

Песни да сказки, были да небылицы.

Одну я переняла

Да вам принесла…

2. Проверка домашнего задания (беседа, выявление возникших трудностей):

На прошлом уроке мы с вами познакомились со сложными словами. - Какие слова называются «сложными»? /Образованные из двух корней, соединенных гласной «о» или «е»/ - Выполняя домашнее задание (упр.79 стр.59) вы составляли сложные слова и словосочетания с ними. – Какое словосочетание вы придумали со словом «самовар», «книголюб», «снегопад»? – Кто не смог придумать словосочетания?



3. Словарная работа (работа с учебником).

Откройте страницу учебника со словарными словами. Правописание этих слов мы должны выучить в этом году. Давайте посмотрим, есть ли среди них сложные слова. Первый ряд читает слова от «А» до «И», второй ряд - от «К» до «П», третий ряд - от «Р» до «Я». Кто найдет слово – поднимает руку. Разбор орфограмм найденных слов: километр, сантиметр, … Запись словарных слов в тетрадь.



4. Актуализация темы (работа в парах)

Каждой паре дается карточка 1 со словами ВОРОНА, СОРОКА, ПЕТУХ,  ВОРОБЕЙ, МУХОЛОВКА. Детям необходимо выделить корни, найти сложные слова. Озвучить результат работы. /Акцентировать внимание на слова ВОРОНА, СОРОКА, ВОРОБЕЙ//



4. Основной этап урока (активное слушание).

Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали птицы

Песни да сказки, были да небылицы …

Так в старину сказители начинали свой рассказ. Так начала я сегодняшний урок и неспроста. Вот вы думаете, что у нас с вами идет урок русского языка, а я говорю, что идет урок естествознания. Вы мне верите? Нет! Хорошо, постараюсь доказать и в конце урока снова спрошу, на каком уроке вы побывали, договорились?

На слайде слово «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ». – Кто может сказать, это сложное слово? – Какие два корня образовали его? – Какая соединительная гласная? – Молодцы. А что изучает наука Естествознание? /Наука о живой и неживой природе//
Птицы, рыбы, звери, насекомые получили свои названия не случайно. Люди обращали внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давали название.

-
Слайд 4



Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7
Как называется животное, у которого на носу рог? /носорог//

- А если нос похож на утиный? /утконос// - А еще есть дубонос, у него такой прочный клюв, как кора дуба.

- Хвост шилохвостки и клюв шилоклювки похожи на шило.

- Гузкой в старину называли окончание позвоночника. Трясти гузкой умеют трясогузки. А у златогузок гузка златая.

- Мух ловит и растение, и птица. Им дано одно название – мухоловки. Сидит на ветке птичка, словно без дела. Вдруг метнулась вправо, влево, перелетела поляну, щёлкнула клювом – и муха поймана… Ни одно насекомое не пролетит мимо прекраснейшего цветка. Сядет полюбоваться на лепестки, а лепестки тут же сомкнулись – и муха в ловушке… А есть не съедобный гриб, от которого мухи погибают… /мухомор//
5. Разработка алгоритма составления названий объектов природы по их признакам. (фронтальная беседа).

- Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно приглядеться к животным и растениям, и секреты будут раскрыты. Давайте вместе составим порядок действий (алгоритм), который нужно выполнять при составлении названия растения или животного.

- Что делаем в первую очередь? /узнаем особенности, например, животного/

- Я могу написать первым пунктом: НАЙТИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ. ОСОБЕННОСТИ.

- Что надо делать дальше? /выделить два ключевых слова и определить их корни/

- Запишем второй пункт. ВЫДЕЛИТЬ ДВА СЛОВА И ОПРЕДЕЛИТЬ ИХ КОРНИ.

- Нашли два корня, что будем делать дальше? /составлять сложное слово, пробуя разные варианты, добавляя соединительную гласную/

- Итак, третий пункт: СОСТАВИТЬ СЛОЖНОЕ СЛОВО.

-
Слайд 8

Слайд 9
Дайте прочитаем, что у нас получилось? Кто хочет что-то изменить…, добавить…, убрать…

- Надо проверить наш алгоритм. Например, мы знаем, что есть порода кошек, у которых короткий хвост, как будет называться такая кошка? //дети, вместе с учителем, составляют название «короткохвостая кошка», используя составленный алгоритм//



6. Работа с иллюстрациями и тест-таблицами (индивидуально).

Н
Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15


а слайдах показываются иллюстрации животных с описанием. Дети в карточки вписывают названия. //Учитель постоянно повторяет порядок действий во время определения названия животного. Ответ высвечивается после того, как две трети учащихся составят слово//

/Буревестник, муравьеловка, краснокрылый стенолаз, броненосец, землеройка, большеухая лисица./



7. Физминутка: (гимнастика на снятие напряжения с плечевого пояса)

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

А Варвара смотрит вверх

Дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!




8
Слайд 16
. Закрепление изучаемого материала
(работа с учебником):

Я предлагаю вам выполнить упражнение 80, стр.59. В этом упражнении речь пойдет о бобрах. Посмотрите, какое это красивое животное… //Дети выполняют упражнение…//



9. Домашнее задание: Упражнение 81 на стр.60. Краткий комментарий.

10. Подведение итогов урока (фронтальная беседа):

Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

А теперь скажите, на каком уроке вы работали? Что нового узнали по предмету естествознание? Что учились делать на уроке русского языка? Вывод: все взаимосвязано: знания по одному предмету нужны на других уроках.


Итог урока: Объявление отметок за работу на уроке, словесная оценка активности каждого ученика.

Методические комментарии

к слайд-фильму «Сложные слова. Закрепление.»
Слайд-фильм выполнен в программном приложении «Microsoft Office Power Point» в формате, совместимом с Word 97-2003.
Включает в себя 17 слайдов с текстами и картинками,

информационный объем – 2230 КБ.


Переход между слайдами осуществляется по щелчку.
В слайдах установлена анимация элементов, управляемая: по щелчку; после предыдущего; с предыдущим.
Слайд 3:

  • дуга – по щелчку;

  • определение – по щелчку;

  • фото – по щелчку;

  • слово – по щелчку.

Слайд 4:

  • слово «УТКОНОС» - по щелчку;

  • картинка дубоноса – по щелчку;

  • слово «ДУБОНОС» – по щелчку.

Слайд 5, 6:

  • подписи к фото – по щелчку.

Слайд 7:

  • фото птиц – по щелчку;

  • фото цветка – по щелчку;

  • фото мухомора – по щелчку.

Слайды 8:

  • каждый пункт алгоритма (три пункта) – по щелчку;

Слайд 9:

  • фото кошки - по щелчку;

  • уменьшение фото и появление характеристики – по щелчку;

  • два слова - по щелчку;

  • сложное слово - по щелчку.

Слайды 10-15:

  • подписи к фото - по щелчку.

Слайд 16:

  • составленные слова для проверки с одного щелчка.

Слайд 17:

  • фото бобра - по щелчку;

  • выход фото и домашнее задание - по щелчку;

  • благодарность - по щелчку.


Урок 2 «Сложные слова»

Карточка 1.



  • Прочитай слова. Выдели в них корень. Подчеркни сложные слова.

ВОРОНА, СОРОКА, ПЕТУХ, ВОРОБЕЙ, МУХОЛОВКА



Урок 2 «Сложные слова»

Карточка 2.



  • Разгадай название животного и запиши.




Эта морская птица приносить весть (извещает) о буре




Эта птица ловит муравьев




У этой птицы красные крылья и она умеет лазить по скалам




Это животное носит на себе броню




Эти грызуны роют землю




У этой лисицы большие уши








скачать файл



Смотрите также: