misle.ru страница 1
скачать файл

Юбилей Ю.А.Урманцева


В этом году мировая философская общественность отмечает 70-летие известного российского философа, биолога и математика академика Юнира Абдулловича Урманцева.

Родившийся г. Стерлитамаке Башкирской АССР 28 апреля 1931 г. в семье фотографов-профессионалов, Юнир Урманцев с 12 лет увлекся "картинами мира", прочитав пятиклассником свою первую книжку по "любомудрию" - "Избранные философские произведения" Дени Дидро. Разностороннее образование - философский и биолого-почвенный факультеты МГУ, Института физиологии растений им К.А. Тимирязева АН СССР - позволило ему "принять эстафету" энциклопедизма, разработать оригинальную Общую теорию систем, получившую мировое признание и многочисленные приложения в самых различных областях науки, техники, искусства, философии, религии, а также системно-практической деятельности; создать школу системных исследований, воспитавшую более 60 докторов и свыше 130 кандидатов наук.

Среди научных результатов, полученных Ю.А.Урманцевым:


  • создание математической теории диссимметризирующих факторов (новой теории правизны и левизны), эмпирическое открытие на базе этой теории биологической изомерии - диссимметрической, недиссимметрической, диссимметро- недиссимметрической (кандидатская диссертация - "О проявлениях и значении правизны и левизны в мире растений" (1963г.), докторская диссертация - "Симметрия природы и природа симметрии" (1974г.));

  • экспериментальная и теоретическая разработка проблем устойчивости фитосистем; математический вывод всевозможных глобальных, региональных, локальных экологических стратегий; сохранения и преобразования эко-неэкосистем в связи с оказываемыми на них и (или) ими самими воздействиями;

  • создание системной философии;

  • многочисленные работы в области истории и популяризации науки, в том числе: в БСЭ, Философской, Детской энциклопедиях, в журналах "Природа", "Знание-сила", "Пионер", "Сельская новь" и др.

За свои исследования Ю.А.Урманцев был избран действительным членом академий нескольких стран (Россия, Англия, США, Швеция, Финляндия). Международным Кембриджским биографическим центром был удостоен номинации "Человек года 1991-1992", "Человек выдающихся достижений" (1992).

С любезного разрешения профессора Урманцева редакция представляет авторское введение к его новой книге.

Желающие вступить в творческий и деловой контакт с профессором Урманцевым могут написать ему по адресу: 127276, Москва, ул. Ботаническая, д. 35. Институт физиологии растений РАН, Урманцеву Юниру Абдулловичу.


Введение к книге "9 + 1 этюд о системной философии"

Ю.А.Урманцев


В масштабе даже всей человеческой жизни сорок лет - величина огромная. Но именно столько лет мощными, эффективными методами - дискурсивно-логическими, инвариантно-групповыми, собственно системными - я развиваю оригинальный вариант общей теории систем (ОТС).

Выходом этой теории является все увеличивающийся в ходе времени перечень ответов всего лишь на три вопроса: "Что должно быть, что может быть, чего быть не может у систем любой природы?" В мировой - научной и философской - литературе разрабатываемый вариант кратко обозначается аббревиатурой ОТСУ.

В настоящее время ОТСУ состоит примерно из 45 разделов и она получила широкое признание и многочисленные приложения - у нас и за рубежом - в самых различных областях науки, техники, искусства, философии, религиоведения, а также в системной организации любой практической деятельности.

Самое "горячее" свидетельство - существенное использование 6 из 17 ОТСУ-законов директором Института проблем управления РАН, академиком Иверием Варламовичем Прангишвили в его новой остросюжетной научной монографии "Системный подход и общесистемные закономерности" (М., Синтег, конец 2000 г., 528 с.) Эта книга - книга-многогранник. В ней много граней, ребер и вершин, Для ОТСУ особенно значимы следующие 4 ее вершины - 4 ОТС-истины: 1) общесистемные законы и закономерности (формулируются и комментируются 28 из них) - объективно-реальны; 2) игнорирование их вкупе с прочими причинами может "привести к неустойчивости систем, катастрофам, разрушениям" (с.510), - скажем, от нарушения режима оптимального функционирования растения, экологических и неэкологических катастроф и до разрушения великих империй (Александра Македонского, Римской, Великобритании, Германии, СССР); 3) "Напротив, планомерный и систематический учет системных закономерностей позволит обеспечить наибольшую устойчивость технических, экономических, социальных и организационных систем" - в том числе слабоструктурированных и слабоформализуемых (с.510); 4) поиск новых фундаментальных общесистемных законов и закономерностей должен быть продолжен - из-за их огромного философского, научного и практического значения.

Триада "место - роль - значение" - шаблонна. Но именно эта шаблонная триада отвечает моменту истины: место общесистемных законов - центральное, роль - главная, значение - фундаментальное. Все 17, пока 17, ОТСУ-законов сформулированы и прокомментированы в этюде 1.

По признанию многих исследователей, ОТСУ - наиболее разработанный вариант ОТС. Тем не менее, ОТСУ - это не закончившая свое развитие теория, а теория на марше. Достаточно в этой связи отметить, что 25 из 45 ее разделов были разработаны всего за 5 лет - с 1995 по 1999 гг. И можно не сомневаться, что саморазвитие ОТСУ этим не закончится. Тем не менее, становится все более очевидным, что относительным завершением, своего рода венцом ОТСУ, должна стать системная философия (СФ), о которой в 60-70-е гг. XX века писали еще Л. Берталанфи и Е. Ласло, а также Н. Гудмен, Р Радницкий, Г. Гюнтер. Однако истоки этих "писаний" восходят все же к началу ХХ века - к эмпириомонизму и тектологии А.А. Богданова.

Сокровенный замысел моих этюдов - предложение такого Мировоззрения, которому можно было бы безбоязненно следовать при оптимальном построении системы "Человек - Общест-во - Природа". Поэтому их прикладная цель - "Мировоззрение для Мироустройства". Допустимы и в истории неоднократно реализовывались еще три цели: Мировоззрение - для Мировоззрения, Мироустройство - для Мировоззрения, Мироустройство - для Мироустройства. Все 4 цели достижимы только при согласной работе и Творца, и Организатора-мироустроителя. Однако главная цель этой книги - написание новой Картины Мира.

Системной философии сознательно придан этюдный характер. В большом, а может быть, и большем числе случаев это позволило бы избежать "длинных" доказательств и чрезмерного числа ссылок, что, в свою очередь, позволило в каждом этюде выпятить главное - результат, причину, понятие, категорию, закон, принцип, математическую формулу, учение и т.д. Правда, при необходимости я все же бывал вынужден приводить эти самые "длинные доказательства" как, скажем, при выводе и определении понятий "объект-система" и "Р-система" в этюде 1 или при математическом построении системы форм развития, изменения, сохранения - таблицы 5 в этюде 5.

Все эти этюды существенно векторизованы - энергично устремлены на решение и только на решение и "вечных", и впервые сформулированных философских проблем, например, фундаментальных вопросов о Всеединстве и Всеразличии, их природе и соотношении в "плюс одном этюде" или проблемы развития, изменения, сохранения в этюде-каприччио 5.

Теперь самое время спросить: "Что же нового найдет читатель в этой книге?" На этот вопрос можно ответить и пространно, и коротко. Пространный ответ - эту книгу-ответ. Краткий ответ - Системную Философию. Этими двумя словами можно было бы и ограничиться, если бы содержание и объем названных слов-понятий читателям были известны. Однако в сверхподавляющем числе случаев такого знания у них как раз нет. Поэтому поясняю: Системную Философию, представляемую читателю в виде следующих друг из друга 9+1 этюдов: начиная от "пят" (предпосылок, основных понятий, категорий, законов, С-принципа, С-идеала, С-метода, С-парадигмы) и кончая "головой" ( Системной Философией и Философией Системы).

Система Философии в этюде 9 впервые эксплицируется и в виде Философии-системы (особого рода постижения-системы из 8-ми гносеологических и 8-ми реинкарнатологических (перево-плотительских элементов), и в виде Р-системы Философии (наподобие Р-системы химических элементов - таблицы Д.И. Менделеева) из 64-х и только 64-х классов мировоззрений: 14-20 уже известных (существовавших и существующих) и 40-50 возможных в будущем. Благодаря этим двум экспликациям, СФ предстает в виде своего рода "Матрешки матрешек" - Философии философий. И это совсем неплохо: благодаря такому обстоятельству СФ становится, по-видимому, единственной философией, которая адекватно отвечает удивительнейшему факту - малорефлексируемому, но фундаментальному факту философского плюрализма Человечества Земли во все времена его существования. И плюралистичному Человечеству Высшая духовность - Философия - впервые отвечает плюралистично.

Ограничивающая Философию цифра 64, пожалуй, субъективно вызывает внутренний протест и раздражение. Но во всех ли отношениях, всегда ли ограничивание плохо? Нет, конечно: вспомним, хотя бы "хорошие" ограничивания, накладываемые на природу, общество и мышление законами сохранения, постоянными величинами, другими инвариантами: в единстве с преобразованиями они образуют Симметрию, или исключают из сферы изобретательского поиска "вечный двигатель" - "Создателя" из ничего - нечто, а из нечто - ничего. Поэтому без ограничений просто не постичь подлинную, глубинную красоту, гармонию, симметрию Мира или не наладить какое бы то ни было производство - духовное или материальное. Да и каждый запрет обязательно связан со своим разрешением и наоборот. Так, в нашем случае, хотя число классов мировоззрений и ограниченное - 64, однако каждый из них может быть реализован, а в 14-20 случаях действительно реализовывался в виде "бесконечного" множества его модификаций: например, класс "материализм" - в виде наивного, атомистического, метафизического, диалектического, исторического, естественнонаучного, стихийного, научного, системного материализмов…

Философия Системы в 9-ом же этюде эксплицируется - также впервые - в виде воззрения на Мир как на Мир-Систему, Систему систем самого различного рода ("материального", "идеального", "материально-идеального", "пустого") и самого различного ранга ("низшего", "среднего", "высшего"); как на Систему в одно и то же время, но в разных отношениях организованную и хаотичную, иерархичную и неиерархичную, полиморфичную и изоморфичную, симметричную и диссимметричную, гармоничную и дисгармоничную, противоречивую и непротиворечивую, устойчивую и неустойчивую, с отношениями согласия и несогласия, взаимодействия, одностороннего действия и взаимонедействия; обладающую целостными, нецелостными, целостно-нецелостными и "небытийными" свойствами; реализующую все формы изменения, развития и сохранения, действия и отношения.

Видно, что новое воззрение на Мир как на объективный, субъективный, объективно-субъективный, "небытийный" Мир-систему - сложное: оно связано с многочисленными и фундаментальными утверждениями о глубоко, имманентно системно-диалектической природе Мира миров; утверждениями, далеко не очевидными и предъявляемыми читателю, поэтому только после доказательств их истинности.

И последнее. Системная философия, пожалуй, - первый случай в нашей стране за всю ее историю - разработанного от "А" до "Я" нового мировоззрения. Она - новая в масштабе и мировой философской мысли. Однако ее значение резко выходит за рамки чистой философии.

В этюде 6 шаг за шагом на конкретных фактах скрупулезно доказывается, что С-принцип СФ и связанные с ним новые идеалы, новые стили мышления, новые методы, новые теории, новые науки, новые мировоззрения, новые технологии имеют стратегическое, прогностическое, практическое значение для развития Человечества - как в качестве фундаментальных частей и кардинальных двигателей научно-технического и культурного прогресса, всех форм постижения бытия, материального и духовного производства, так и в качестве главного и очень надежного ориентира, основы, планирования его (человечества) устойчивого развития в ХХI столетии - как Цивилизации системно-организованной и духовно-экологичной с существенным креном в область психологии и экологии и, как всегда, социально-экономической справедливости.



Сумма суммарум. Системная философия качественно отличается от других философских систем, поскольку характеризуется только ей присущими предпосылками, основными понятиями, категориями, законами (этюд 1), С-принципом, С-идеалом, С-методом, С-парадигмой (этюд 6), С-учениями, теоретическими и практическими С-приложениями ( 9+1 этюд). Онтология Философии Системы - новые учения о Системе Бытия и Бытии Системы (этюд 7); ее интеллигентология ("системная гносеология") - также новые учения о Системе Постижения и Постижении Системы (этюд 8). В то же время Философия Системы есть философия Системы и самой Философии; в частности, она - единственная, которая, как мы убедились, содержит Р-систему мировоззрений существовавших, существующих, возможных в будущем и которая тем самым автоматически отвечает всегдашнему философскому плюрализму Человечества (этюд 9). Dixi et animam levavi - я сказал и облегчил тем душу. Amen.

Москва - Горноалтайск,
Январь-август 1999 г.
скачать файл



Смотрите также: